Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Провести «Южный поток» через Крым дешевле, но дольше и рискованнее: эксперты

Провести «Южный поток» через Крым дешевле, но дольше и рискованнее: эксперты

Разговоры о возможности провести газопровод «Южный поток» через Крым активизировались после воссоединения Крыма с Россией, которое произошло в середине марта. Эксперты, принимавшие участие в онлайн-конференции «Центра энергетической экспертизы», уверены в том, что такой вариант обошелся бы «Газпрому» дешевле, однако политические риски высоки, и, кроме того, сроки реализации проекта в этом случае могли бы существенно сдвинуться.

Так, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач поясняет, что «перепроектирование приведет к существенным задержкам с реализацией проекта, что в условиях неопределенности вокруг существующего маршрута транспортировки российского газа в Европу и Турцию через территорию Украины, повышает и продлевает транзитные риски для стабильного экспорта газа из России». Кроме того, по его словам, для партнеров проекта — европейских компаний Eni, EdF и Wintershall такая смена маршрута — дополнительный риск.

По мнению Алексея Гривача, нецелесообразен также и перенос морской части маршрута ближе к Крыму. «Когда разрабатывали трассу, естественно, газопровод решили пустить чуть южнее по турецкому, а не украинскому сектору Черного моря, — поясняет он. — Это немного — примерно, на 10% — удлинило маршрут, но сняло проблему очевидного отказа Киева предоставить разрешение на строительство. Теперь такой проблемы не существует и следовательно можно сэкономить на количестве трубы и услугах трубоукладчика. Наверное, можно говорить о 5–7% экономии с учетом дополнительных затрат на новые изыскания, перепроектирование, внесение изменений в контракты с поставщиками трубы. Но это опять-таки задержка на два года минимум, а время в данном случае дороже денег».

В свою очередь, независимый эксперт, экс-пресс-секретарь НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский считает, что провести «Южный поток» через Крым сейчас для Газпрома — «безусловное удешевление проекта, поскольку газопровод пройдет по мелководью и суше». В денежном выражении, считает Землянский, это экономия не менее 5 млрд евро. Однако эксперт сомневается, что подрядчики российской монополии, исходя из политических рисков и потери части прибыли, готовы будут на это пойти.

Эксперт по евразийской интеграции и восстановлению постсоветского пространства, шеф-редактор сайта «Однако. Евразия» отмечает, что «если политическое руководство в Киеве выберет стратегию блокады полуострова, то вопрос стоимости вообще не актуален. Важно будет наличие самого газопровода».

Напомним, что ответы экспертов на вопросы в рамках онлайн-конференции «Будущее энергетики Крыма» опубликованы 3 апреля.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 03.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики