Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС пугает Россию газовыми санкциями

ЕС пугает Россию газовыми санкциями

Евросоюз требует от Болгарии заморозить российский проект «Южный поток». Британская The Telegraph со ссылкой на источники в Брюсселе пишет: «Глава Еврокомиссии Баррозу предупредил Софию, чтобы она вела себя осторожнее и не действовала против интересов единой Европы. По словам еврочиновника, в Болгарии работают агенты российского влияния, которые и лоббируют прокладку трубы в обход Украины. Возможно ли, что Брюссель введет газовые санкции против России и её партнеров в Европе? С подробностями — экономический обозреватель радио „Вести ФМ“ Валерий Емельянов.

Внимание европейской прессы приковано к Болгарии не случайно. На прошлой неделе местный парламент утвердил в первом чтении закон, который выводит „Южный поток“ из-под действия Третьего энергопакета ЕС. Это общеевропейский свод правил, который, в частности, запрещает „Газпрому“, как и любой другой добывающей компании, владеть трубами на территории ЕС и монопольно их использовать. Болгарская оговорка подчеркивает, что „Южный поток“ — это не внутриевропейский газопровод, а поэтому ограничения энергопакета его не касаются. Это и вызвало бурю негодования в Брюсселе. Хотя ничего экстраординарного не случилось. Болгария повторила манёвр, который в своё время осуществила Германия, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

„В той ситуации, которую мы сейчас имеем с транзитом на Украине через Польшу, они блокируют реализацию проектов на своей территории, а транзитные платежи очень быстро растут. По „Северному потоку“, как известно, газ поставляется без транзитных платежей. В результате цена газа, которая поставляется по „Северному потоку“ в Германию, где-то на 50 долларов за тысячу кубометров меньше, чем цена, по которой газ поставляется по другим направлениям“.

„Южный поток“ планируется к запуску в 2015 году. Помимо Болгарии, принимающей трубу с моря, он должен будет снабжать газом страны бывшей Югославии, Австрию, Венгрию, Грецию, Италию. Большинство из них полностью либо наполовину зависят от украинского транзита и стремятся эту зависимость сократить. На паритетных с Россией условиях в проект вложено 50 миллиардов долларов. Поэтому весьма вероятно, что болгарский демарш будет поддержан и другими государствами Центральной и Юго-Восточной Европы, убеждён генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

„Нет ни одного аргумента в пользу того, что страны — участницы „Южного потока“ будут слушать Еврокомиссию. Украина — это пороховая бочка, на которой они сидят, а им предлагают сохранить Украину как транзитную страну. Когда в 2009 году перекрыли транзит, холодно было не в Брюсселе, не в Берлине, не в Риме, не в Париже. Холодно было в Софии, в Белграде — там замерзали люди. И в этой ситуации им предлагают развалить „Южный поток“. В этом нет никакого смысла“.

Впрочем, эксперты напоминают о судьбе проекта „Набукко“, который предполагал доставку иранского газа в Европу и имел широкую поддержку как инвесторов, так и политиков, но не был реализован из-за введения санкций против Ирана, поддержанных Еврокомиссией. „Южный поток“, по сути, лишь дублирует маршрут газа из России в ЕС, и в долгосрочной перспективе его могут заменить Южнокавказским и Трансанатолийским трубопроводами. Также нельзя забывать, что чисто юридически Еврокомиссия сможет наказать Болгарию и Россию за неподчинение требованиям Третьего энергопакета, говорит директор аналитического департамента компании United Traders Михаил Крылов:

„Газпром“ могут штрафовать. Даже если ему удастся хотя бы частично реализовать проект „Южный поток“, никто не отменяет арбитраж в Стокгольме. Будет очень сложно с ними поспорить. Возможно ухудшение финансовых показателей российского монополиста. Так что ему „Южный поток“ выйдет в ещё большую копеечку, чем он планировал».

Но эксперт оговаривается, что пока действия ЕС скорее похожи на тактику устрашения без реальных санкций. На стороне России выступит не только болгарский парламент, но и более влиятельное лобби — западноевропейские промышленники. Так, германский концерн Siemens на прошлой неделе, игнорируя напряжённость в отношениях Москвы и Брюсселя, заключил новый контракт с «Газпромом» на поставку оборудования для морского участка «Южного потока». Покупателями выступают и другие компании — инвесторы проекта: французская EdF, итальянская Eni, немецкая Wintershall.

Источник: Вести ФМ, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики