Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Крым перекроет «Южный поток»

Крым перекроет «Южный поток»

Евросоюз может прекратить участие в строительстве газопровода «Южный поток», который связал бы Россию и Европу в обход Украины. Такие выводы из слов председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу сделала зарубежная пресса, хотя официальных заявлений все еще нет и ряд экспертов, напротив, ожидают роста популярности проекта в ЕС.

Строительство газопровода «Южный поток» может так и не завершиться: Евросоюз рассматривает возможность приостановки проекта как меры воздействия на Россию. С такой новостью во вторник вышла газета The Daily Telegraph.  

 

«Это может стать первым серьезным наказанием России за присоединение Крыма», — пишет автор статьи Амброз Эванс-Притчард. 

Сведения пока неофициальные. Это скорее выводы автора колонки из слов председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. Находясь в Болгарии, последний якобы призвал местных политиков не препятствовать новым, более жестким мерам, которые ЕС готовит для России в рамках проекта как ответ на события на Украине. Болгария, по словам Баррозу, не должна становиться на пути единого европейского ответа. «Мы просим Болгарию быть очень осторожной», — цитирует Telegraph главу Еврокомиссии. «В Болгарии есть российские агенты», — также предупредил Баррозу, имея в виду некоторых членов правящей Социалистической партии.

«Евросоюз пока обходит вопросы о статусе проекта «Южный поток», который определяет целый ряд контрактов олигархов, близких к Путину. По официальной версии, планы строительства все еще в силе, но эти комментарии Баррозу подтверждают слухи о том, что проект политически мертв», — говорится в статье.

Еще до Крыма отношение к «Южному потоку» в Европе было неоднозначным. Еврокомиссия замечала, что он нарушает положения Третьего энергетического пакета ЕС, который запрещает одной и той же компании заниматься поставкой и транспортировкой газа. «Газпром» настаивал на выведении проекта из-под действия Третьего энергопакета. 

Когда речь зашла о санкциях в ответ на аннексию Крыма, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сразу заявил, что отложит переговоры по «Южному потоку», и предложил Европе срочно искать способы наращивания импорта газа. 

Хотя некоторым экспертам казалось, что последствия конфликта между Россией и Украиной для «Южного потока» будут противоположными и поднимут его популярность.

Данные по февральскому экспорту «Газпрома» показали рост, эксперты предположили, что Европа закачивает газ в подземные хранилища, опасаясь срыва поставок через Украину. На фоне этого беспокойства популярность проекта «Южный поток», который минует Украину и идет по дну Черного моря, в ЕС могла вырасти. «Поддержка проекта газопровода «Южный поток» в Евросоюзе возрастет», — отмечал украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Украины Валентин Землянский. «При сохранении проблем с Украиной без «Южного потока» многие контрагенты «Газпрома» просто не смогут стабильно получать газ», — говорил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Как будто подтверждая эту версию, немецкая Siemens AG не далее как 4 апреля заключила договор с South Stream Transport B.V. (оператор проекта «Южный поток»). По договору Siemens поставит электротехнические системы и контрольно-измерительные приборы для морского участка газопровода «Южный поток». Автор Telegraph тоже вспоминает этот эпизод: «Будто не было событий в Крыму».

Профессор права лондонского City University Алан Райли, слова которого приводит газета, считает, что на данный момент поддерживать проект Европе «нет никакого смысла».

«Он предназначен исключительно для того, чтобы подорвать Украину. А Запад сейчас готов потратить большие деньги на поддержку Украины», — говорит Райли. Так, в 2013 году Россия заплатила за транзит через Украину порядка $3,6 млрд.

«Соглашения по проекту заключались не с Евросоюзом, не с Еврокомиссией, а конкретно с каждой страной-участником (межправительственные соглашения), — уточнил «Газете.Ru» глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Теоретически ЕС может надавить на каждую страну в отдельности и убедить либо заставить ее выйти из проекта, аннулировав договоренности. Однако тут следует отметить, что страны - участники «Южного потока» в значительной мере зависят от транзита через Украину. Та же Болгария зависит от него на 100%. Именно она пострадала больше всех во время кризиса 2009 года, когда поставки через Украину были прекращены». Симонов считает, что сейчас Болгарии, как и другим странам, зависящим от украинского транзита (Словакия, Словения, Македония, Венгрия, Сербия, Чехия, в меньшей степени — Австрия), отказываться от гарантированных поставок по «Южному потоку» «нет никакого смысла».

«Евросоюз может на этом настаивать, но никакой альтернативы он не предлагает», — добавляет российский эксперт. Он также напоминает, что в мае состоятся выборы в Европарламент. «В ноябре там будут совершенно другие люди. Так что прислушиваться сейчас к Баррозу и Эттингеру, которым осталось буквально несколько месяцев, не имеет смысла», — говорит он.

Авторы: Екатерина Мереминская, Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 08.04.2014

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики