Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Киевским чиновникам надо четко понимать, что эта цена на газ юридически обоснована

А. Пасечник: Киевским чиновникам надо четко понимать, что эта цена на газ юридически обоснована

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник специально для Pravda.Ru прокомментировал отказ Украины платить повышенную цену за российский газ.

— Украина категорически не приемлет новых цен на газ. По мнению министра энергетики Юрия Продана, стоимость топлива в размере 485 долларов за тысячу "кубов" является несправедливой. И предлагает вернуться к прежней цене — 268,5 доллара за тысячу кубометров. На что рассчитывает министр, делая такие заявления, имея в виду, что долг за газ растет?

— Заявление странное, если не сказать больше. Когда была установлена льготная цена в 268,5 доллара, то платежей не было, и долг рос. Был разрыв контракта в одностороннем порядке, неисполнение контракта со стороны потребителей. И что мы видим? "Газпром" подписал поквартальное соглашение.

Владимир Путин, когда подписывал договор с Януковичем, видимо, предвидел подобную историю в плане возможных рисков. То есть долгосрочный контракт — это одно, прописанная в приложениях поквартальность — другое, важное дополнение.

Если вы исполняете, все в норме, то имеете льготную цену, но если нет оплаты даже по 268,5 доллара, то задолженность продолжает расти.

Как быть? Приходится идти на отмену всех скидок. "Газпром" не с потолка берет цену, а из контракта. Сейчас она определена в 480 долларов.

Киевским чиновникам надо четко понимать, что эта цена не придуманная, а контрактная, то есть юридически она обоснована суммой факторов. Почему же Юрий Продан заявляет, что надо снижать опять цену? Может быть, мы ее и снизим, если будет расчет по долгам, и придем к компромиссу, но во втором квартале, наверное, будет фигурировать цена в 480 долларов.

— Сегодня президент Путин проводит совещание, где, по некоторым данным, будет обсуждаться вопрос ограничения поставок газа на Украину из-за неплатежей. Миллер отправился в Китай с визитом.

С другой стороны, ЕС тоже обеспокоен позицией Украины. Проведена встреча европейской координационной группы по газу, где обсуждался план действий при возможном перебое в поставках и подготовка стратегии по снижению энергетической зависимости ЕС.

— Готовятся ли стороны к повторению сценария 2009 года, когда газ в Европу две недели не поставлялся? Означает ли это, что на Украину ЕС уже не влияет?

— Принципиальное различие в том, что в 2009 году были зимние войны, зима — это высокий сезон потребления. Это немного иной сценарий, нежели тот, который возможен в ближайшее время.

Предположим, прикроют транзит, и тогда в весенние месяцы и летом можно это все нивелировать, то есть риски недополучения газа минимальны, потому что мы сможем разогнать систему "Северного потока", до максимума вывести, а он сейчас примерно наполовину загружен.

И Ямал-Европа тоже позволяет на 20-30 процентов прирастить прокачку, плюс в подземных газовых хранилищах Европы есть запасы. Все это вместе позволит в какой-то степени нивелировать транзитный статус Украины. Да, он весом, но в низкий сезон можно обойтись без каких-то сложностей.

Но если это дело затянется, то будет сорван график закачки газа в европейские подземные хранилища для нового отопительного сезона. Осенью может быть перекрыт транзита, но я надеюсь, такого не произойдет.

Но если бы это происходило в холодные месяцы, то картина была бы совсем иная. Да, без украинской ГТС мы не смогли бы в полной мере обеспечить прокачку российского газа в Европу. Риски есть такие, но я надеюсь, что компромиссный сценарий все-таки будет найден, и до перекрытия не дойдет.

Тем не менее, если это случится, беда не большая. В данный момент, когда светит солнце, это не так чревато. Если это произойдет, то и Брюссель подключится. Понятно, что они тоже обеспокоены и будут разрешать проблему в треугольнике Брюссель-Украина-"Газпром".

У Брюсселя, наверное, больше рычагов влияния, возможно, они дадут Украине кредит для расчетов. Брюссель плотно взаимодействует с нынешними киевскими властями, у которых непонятный юридический статус.

— Провалиться ли план реверсных поставок на Украину, или Словакию удастся убедить? Кто будет платить за этот газ, ведь он тоже дорогой?

— Платить придется Украине. Для этого ей придется задействовать кредиты. Отмечу, что сами словаки без энтузиазма воспринимают все возможные реверсы, потому что даже организовать этот транзит стоит порядка 20-30 млн евро, и Брюссель настаивает, что надо ускориться, форсировать этот процесс.

Словаки вообще энтузиазма не испытывают и не хотят идти на такого рода схемы. Потому что сегодня этот реверс есть, завтра его нет, а они должны нести определенные издержки по организации этого реверса, экономические издержки, поэтому их логика абсолютно ясна, они в этом не заинтересованы. 

Источник: Правда.RU, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики