Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Киевским чиновникам надо четко понимать, что эта цена на газ юридически обоснована

А. Пасечник: Киевским чиновникам надо четко понимать, что эта цена на газ юридически обоснована

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник специально для Pravda.Ru прокомментировал отказ Украины платить повышенную цену за российский газ.

— Украина категорически не приемлет новых цен на газ. По мнению министра энергетики Юрия Продана, стоимость топлива в размере 485 долларов за тысячу "кубов" является несправедливой. И предлагает вернуться к прежней цене — 268,5 доллара за тысячу кубометров. На что рассчитывает министр, делая такие заявления, имея в виду, что долг за газ растет?

— Заявление странное, если не сказать больше. Когда была установлена льготная цена в 268,5 доллара, то платежей не было, и долг рос. Был разрыв контракта в одностороннем порядке, неисполнение контракта со стороны потребителей. И что мы видим? "Газпром" подписал поквартальное соглашение.

Владимир Путин, когда подписывал договор с Януковичем, видимо, предвидел подобную историю в плане возможных рисков. То есть долгосрочный контракт — это одно, прописанная в приложениях поквартальность — другое, важное дополнение.

Если вы исполняете, все в норме, то имеете льготную цену, но если нет оплаты даже по 268,5 доллара, то задолженность продолжает расти.

Как быть? Приходится идти на отмену всех скидок. "Газпром" не с потолка берет цену, а из контракта. Сейчас она определена в 480 долларов.

Киевским чиновникам надо четко понимать, что эта цена не придуманная, а контрактная, то есть юридически она обоснована суммой факторов. Почему же Юрий Продан заявляет, что надо снижать опять цену? Может быть, мы ее и снизим, если будет расчет по долгам, и придем к компромиссу, но во втором квартале, наверное, будет фигурировать цена в 480 долларов.

— Сегодня президент Путин проводит совещание, где, по некоторым данным, будет обсуждаться вопрос ограничения поставок газа на Украину из-за неплатежей. Миллер отправился в Китай с визитом.

С другой стороны, ЕС тоже обеспокоен позицией Украины. Проведена встреча европейской координационной группы по газу, где обсуждался план действий при возможном перебое в поставках и подготовка стратегии по снижению энергетической зависимости ЕС.

— Готовятся ли стороны к повторению сценария 2009 года, когда газ в Европу две недели не поставлялся? Означает ли это, что на Украину ЕС уже не влияет?

— Принципиальное различие в том, что в 2009 году были зимние войны, зима — это высокий сезон потребления. Это немного иной сценарий, нежели тот, который возможен в ближайшее время.

Предположим, прикроют транзит, и тогда в весенние месяцы и летом можно это все нивелировать, то есть риски недополучения газа минимальны, потому что мы сможем разогнать систему "Северного потока", до максимума вывести, а он сейчас примерно наполовину загружен.

И Ямал-Европа тоже позволяет на 20-30 процентов прирастить прокачку, плюс в подземных газовых хранилищах Европы есть запасы. Все это вместе позволит в какой-то степени нивелировать транзитный статус Украины. Да, он весом, но в низкий сезон можно обойтись без каких-то сложностей.

Но если это дело затянется, то будет сорван график закачки газа в европейские подземные хранилища для нового отопительного сезона. Осенью может быть перекрыт транзита, но я надеюсь, такого не произойдет.

Но если бы это происходило в холодные месяцы, то картина была бы совсем иная. Да, без украинской ГТС мы не смогли бы в полной мере обеспечить прокачку российского газа в Европу. Риски есть такие, но я надеюсь, что компромиссный сценарий все-таки будет найден, и до перекрытия не дойдет.

Тем не менее, если это случится, беда не большая. В данный момент, когда светит солнце, это не так чревато. Если это произойдет, то и Брюссель подключится. Понятно, что они тоже обеспокоены и будут разрешать проблему в треугольнике Брюссель-Украина-"Газпром".

У Брюсселя, наверное, больше рычагов влияния, возможно, они дадут Украине кредит для расчетов. Брюссель плотно взаимодействует с нынешними киевскими властями, у которых непонятный юридический статус.

— Провалиться ли план реверсных поставок на Украину, или Словакию удастся убедить? Кто будет платить за этот газ, ведь он тоже дорогой?

— Платить придется Украине. Для этого ей придется задействовать кредиты. Отмечу, что сами словаки без энтузиазма воспринимают все возможные реверсы, потому что даже организовать этот транзит стоит порядка 20-30 млн евро, и Брюссель настаивает, что надо ускориться, форсировать этот процесс.

Словаки вообще энтузиазма не испытывают и не хотят идти на такого рода схемы. Потому что сегодня этот реверс есть, завтра его нет, а они должны нести определенные издержки по организации этого реверса, экономические издержки, поэтому их логика абсолютно ясна, они в этом не заинтересованы. 

Источник: Правда.RU, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики