Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Пасечник Александр, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Прекращение Украиной закачки газа в ПХГ – неблагоприятный симптом с точки зрения обеспечения транзита в ОЗП 2014/2015, но это еще не означает прекращения транзита. 1 апреля обычно начинается подготовка к новому отопительному сезону, когда газ закачивается в хранилища. Поэтому стабильность транзита через Украину под все бόльшим вопросом. Но раз Брюссель признал нынешние украинские власти, то ему и придется взаимодействовать с ними при урегулировании ситуации в случае остановки транзита российского газа через территорию Украины. Ведь «Газпром» сейчас полностью выполняет свои контрактные обязательства, а Украина, по сути, своими заявлениями намекает на препятствия нормальному транзиту газа в перспективе. Так что есть повод для сложных и долгих переговоров по вопросам поставок газа на Украину и транзита через нее. Допускаю, что есть возможность повторения ситуации 2009 года, но тогда была зима – высокий сезон потребления, а сейчас лето, то есть не так остро стоит вопрос снабжения. Кроме того, у России сейчас есть возможность альтернативных путей прокачки – можно «Северный поток» загрузить по максимуму, форсировать строительство «Южного потока». Газопровод Ямал-Европа тоже позволит в определенной степени увеличить прокачку – там есть резерв мощности  порядка 20%.

В данной ситуации возвращение к переговорам в рамках треугольника Москва-Брюссель-Киев будут более продуктивными, так как корень проблем кроется в неплатежах украинской стороны. Россия давала Украине преференции по оплате. В I квартале этого года украинцы должны были платить за газ по 268,5 доллара за тыс. кубометров, но не платили и в результате сорвали контракт. Поэтому Газпром отменил все дисконты, и сейчас работает с Украиной исключительно в рамках долгосрочного контракта. В этой цене нет никаких завышений, о которых говорит украинская сторона, но и скидок тоже нет. Но при этом не понятно, когда Газпром получит деньги за поставленные объемы и получит ли их вообще. Дело в том, что собираемость денег за газ внутри Украины, да и вообще дисциплина платежей по стране – низкие, связано это с плохой ситуацией в экономике и наловившимся на нее политическим кризисом. Видимо, тема внешних платежей не столь первостепенна для киевских властей. Если у Нафтогаза нет денег и в бюджете их тоже нет, то, как тогда улучшить положение Нафтогаза? МВФ дает, казалось бы, кредит Киеву, но не просто так, а на определенных обременительных условиях и под определенные проекты. Так что выход из ситуации пока не найден. И нас ждет процесс долгих и бескомпромиссных переговоров. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики