Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Пасечник Александр, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Прекращение Украиной закачки газа в ПХГ – неблагоприятный симптом с точки зрения обеспечения транзита в ОЗП 2014/2015, но это еще не означает прекращения транзита. 1 апреля обычно начинается подготовка к новому отопительному сезону, когда газ закачивается в хранилища. Поэтому стабильность транзита через Украину под все бόльшим вопросом. Но раз Брюссель признал нынешние украинские власти, то ему и придется взаимодействовать с ними при урегулировании ситуации в случае остановки транзита российского газа через территорию Украины. Ведь «Газпром» сейчас полностью выполняет свои контрактные обязательства, а Украина, по сути, своими заявлениями намекает на препятствия нормальному транзиту газа в перспективе. Так что есть повод для сложных и долгих переговоров по вопросам поставок газа на Украину и транзита через нее. Допускаю, что есть возможность повторения ситуации 2009 года, но тогда была зима – высокий сезон потребления, а сейчас лето, то есть не так остро стоит вопрос снабжения. Кроме того, у России сейчас есть возможность альтернативных путей прокачки – можно «Северный поток» загрузить по максимуму, форсировать строительство «Южного потока». Газопровод Ямал-Европа тоже позволит в определенной степени увеличить прокачку – там есть резерв мощности  порядка 20%.

В данной ситуации возвращение к переговорам в рамках треугольника Москва-Брюссель-Киев будут более продуктивными, так как корень проблем кроется в неплатежах украинской стороны. Россия давала Украине преференции по оплате. В I квартале этого года украинцы должны были платить за газ по 268,5 доллара за тыс. кубометров, но не платили и в результате сорвали контракт. Поэтому Газпром отменил все дисконты, и сейчас работает с Украиной исключительно в рамках долгосрочного контракта. В этой цене нет никаких завышений, о которых говорит украинская сторона, но и скидок тоже нет. Но при этом не понятно, когда Газпром получит деньги за поставленные объемы и получит ли их вообще. Дело в том, что собираемость денег за газ внутри Украины, да и вообще дисциплина платежей по стране – низкие, связано это с плохой ситуацией в экономике и наловившимся на нее политическим кризисом. Видимо, тема внешних платежей не столь первостепенна для киевских властей. Если у Нафтогаза нет денег и в бюджете их тоже нет, то, как тогда улучшить положение Нафтогаза? МВФ дает, казалось бы, кредит Киеву, но не просто так, а на определенных обременительных условиях и под определенные проекты. Так что выход из ситуации пока не найден. И нас ждет процесс долгих и бескомпромиссных переговоров. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики