Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Пасечник Александр, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Прекращение Украиной закачки газа в ПХГ – неблагоприятный симптом с точки зрения обеспечения транзита в ОЗП 2014/2015, но это еще не означает прекращения транзита. 1 апреля обычно начинается подготовка к новому отопительному сезону, когда газ закачивается в хранилища. Поэтому стабильность транзита через Украину под все бόльшим вопросом. Но раз Брюссель признал нынешние украинские власти, то ему и придется взаимодействовать с ними при урегулировании ситуации в случае остановки транзита российского газа через территорию Украины. Ведь «Газпром» сейчас полностью выполняет свои контрактные обязательства, а Украина, по сути, своими заявлениями намекает на препятствия нормальному транзиту газа в перспективе. Так что есть повод для сложных и долгих переговоров по вопросам поставок газа на Украину и транзита через нее. Допускаю, что есть возможность повторения ситуации 2009 года, но тогда была зима – высокий сезон потребления, а сейчас лето, то есть не так остро стоит вопрос снабжения. Кроме того, у России сейчас есть возможность альтернативных путей прокачки – можно «Северный поток» загрузить по максимуму, форсировать строительство «Южного потока». Газопровод Ямал-Европа тоже позволит в определенной степени увеличить прокачку – там есть резерв мощности  порядка 20%.

В данной ситуации возвращение к переговорам в рамках треугольника Москва-Брюссель-Киев будут более продуктивными, так как корень проблем кроется в неплатежах украинской стороны. Россия давала Украине преференции по оплате. В I квартале этого года украинцы должны были платить за газ по 268,5 доллара за тыс. кубометров, но не платили и в результате сорвали контракт. Поэтому Газпром отменил все дисконты, и сейчас работает с Украиной исключительно в рамках долгосрочного контракта. В этой цене нет никаких завышений, о которых говорит украинская сторона, но и скидок тоже нет. Но при этом не понятно, когда Газпром получит деньги за поставленные объемы и получит ли их вообще. Дело в том, что собираемость денег за газ внутри Украины, да и вообще дисциплина платежей по стране – низкие, связано это с плохой ситуацией в экономике и наловившимся на нее политическим кризисом. Видимо, тема внешних платежей не столь первостепенна для киевских властей. Если у Нафтогаза нет денег и в бюджете их тоже нет, то, как тогда улучшить положение Нафтогаза? МВФ дает, казалось бы, кредит Киеву, но не просто так, а на определенных обременительных условиях и под определенные проекты. Так что выход из ситуации пока не найден. И нас ждет процесс долгих и бескомпромиссных переговоров. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики