Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Стабильность транзита через Украину под всё большим вопросом

Пасечник Александр, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Прекращение Украиной закачки газа в ПХГ – неблагоприятный симптом с точки зрения обеспечения транзита в ОЗП 2014/2015, но это еще не означает прекращения транзита. 1 апреля обычно начинается подготовка к новому отопительному сезону, когда газ закачивается в хранилища. Поэтому стабильность транзита через Украину под все бόльшим вопросом. Но раз Брюссель признал нынешние украинские власти, то ему и придется взаимодействовать с ними при урегулировании ситуации в случае остановки транзита российского газа через территорию Украины. Ведь «Газпром» сейчас полностью выполняет свои контрактные обязательства, а Украина, по сути, своими заявлениями намекает на препятствия нормальному транзиту газа в перспективе. Так что есть повод для сложных и долгих переговоров по вопросам поставок газа на Украину и транзита через нее. Допускаю, что есть возможность повторения ситуации 2009 года, но тогда была зима – высокий сезон потребления, а сейчас лето, то есть не так остро стоит вопрос снабжения. Кроме того, у России сейчас есть возможность альтернативных путей прокачки – можно «Северный поток» загрузить по максимуму, форсировать строительство «Южного потока». Газопровод Ямал-Европа тоже позволит в определенной степени увеличить прокачку – там есть резерв мощности  порядка 20%.

В данной ситуации возвращение к переговорам в рамках треугольника Москва-Брюссель-Киев будут более продуктивными, так как корень проблем кроется в неплатежах украинской стороны. Россия давала Украине преференции по оплате. В I квартале этого года украинцы должны были платить за газ по 268,5 доллара за тыс. кубометров, но не платили и в результате сорвали контракт. Поэтому Газпром отменил все дисконты, и сейчас работает с Украиной исключительно в рамках долгосрочного контракта. В этой цене нет никаких завышений, о которых говорит украинская сторона, но и скидок тоже нет. Но при этом не понятно, когда Газпром получит деньги за поставленные объемы и получит ли их вообще. Дело в том, что собираемость денег за газ внутри Украины, да и вообще дисциплина платежей по стране – низкие, связано это с плохой ситуацией в экономике и наловившимся на нее политическим кризисом. Видимо, тема внешних платежей не столь первостепенна для киевских властей. Если у Нафтогаза нет денег и в бюджете их тоже нет, то, как тогда улучшить положение Нафтогаза? МВФ дает, казалось бы, кредит Киеву, но не просто так, а на определенных обременительных условиях и под определенные проекты. Так что выход из ситуации пока не найден. И нас ждет процесс долгих и бескомпромиссных переговоров. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики