Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Москва решила дать еще один шанс коллегам из Брюсселя поучаствовать в судьбе Украины»

«Москва решила дать еще один шанс коллегам из Брюсселя поучаствовать в судьбе Украины»

Россия пока не будет требовать от Украины авансовых платежей за газ. Об этом в среду заявил Владимир Путин. По мнению президента, сначала нужно провести переговоры с украинскими властями и уже потом принимать окончательное решение. Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич обсудили ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.

— Как можно трактовать это заявление Владимира Путина? Потому что до того, как началось это совещание, несколько другая была тональность. Снова вспоминали события 2009 года, опять вспоминали выражение "газовая война" и так далее. Алексей Игоревич, что вы думаете?

А.Г.: Я думаю, что Москва решила дать еще один шанс коллегам из Брюсселя как-то поучаствовать в судьбе Украины и помочь ей выйти из этой непростой финансовой ситуации.

— То есть вы хотите сказать, чтобы европейские партнеры просто дали денег украинцам на выплату долга?

А.Г.: Дали денег, дали гарантии, провели разъяснительные беседы, чтобы сформировать некую более-менее понятную юридическую и, так скажем, политическую атмосферу для нормального существования и выполнения взаимных обязательств.

— Дмитрий Валерьевич, вы согласны с такой трактовкой?

Д.М.: В целом, сложно спорить. Хотя я бы несколько по-другому расставил акценты. Очевидно, что у "Нафтогаза Украины" сейчас банально нет денег для этой выплаты, и даже ближайшие переговоры, которые состоятся или не состоятся, господина Миллера с господином Коболевым вряд ли дадут ответ, откуда взять деньги. У нас по факту в Украине 50-процентная девальвация к началу года, и, в общем, колоссальные проблемы у "Нафтогаза" со сбором средств внутри страны. Поэтому, конечно же, гарантии нужны со стороны Евросоюза, потому что он может помочь и финансово. Однако боюсь я, что в Москве также осознают опасность срыва закачки газа в подземные хранилища, которая вот уже маячит, и, соответственно, срыва транзита в осенне-зимний период 2014-15 годов. Эта угроза очень неприятна, она будет иметь далеко идущие последствия, поэтому господин Путин и принимает такую весьма осторожную позицию в данном вопросе.

— Алексей Игоревич, прокомментируйте, пожалуйста, это предположение.

А.Г.: Мне кажется, что у нас с Дмитрием нет особых противоречий в данном случае. Просто, действительно, есть проблема закачки в ПХГ, в хранилища, но, так скажем, для ее решения есть время. Мы не подошли еще к дедлайну, за которым уже пропасть. Время есть примерно до начала июля. По моим ощущениям, что вот с июля до октября можно будет закрыть этот вопрос. Конечно, лучше это делать постепенно с апреля по октябрь. Но для того, чтобы решить проблему в июле, нужно вовлечь в это сейчас Европейский союз. Для России это важно, потому что рычагов воздействия на украинские власти, особенно учитывая то, что, скажем, Кремль не признает нынешние украинские власти, практически нет. Влияние может быть только опосредованное, через Брюссель.

— Насколько я понимаю, Алексей Игоревич, Путин сказал как раз, что переговоры нужно проводить с украинскими властями, так что, понимаете, признаем-не признаем…

А.Г.: Был разговор о том, чтобы провести консультацию, и она должна быть трехсторонняя. Просто, как правильно сказал Дмитрий, с "Нафтогазом" говорить не о чем, он не может выполнить обязательства просто потому, что у него нет денег, как нет денег и у правительства Украины.

— Дмитрий Валерьевич, добавьте что-нибудь, какой-то вывод свой.

Д.М.: Да сложно что-то добавить, нужно искать какой-то компромисс.

— Надежда остается на то, что нам удастся не свалиться, как минимум, в события 2009 года.

Д.М.: Я думаю, что надежда такая более чем очевидна, потому что все-таки никто не заинтересован в очередной "газовой войне". Потери будут, и ответственность распространится и на Москву, и на Киев. Очевидно, что ни в Евросоюзе, ни в США не заинтересованы в очередной дестабилизации ситуации здесь. Поэтому я думаю и надеюсь, что внешние источники приложат все усилия, чтобы все-таки стабилизировать ситуацию и помочь Украине финансово. Очевидно, что у Киева сейчас банально просто нет денег для оплаты газа даже по текущим ценам.

Источник: Коммерсантъ FM, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики