Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» просят повернуть

«Южный поток» просят повернуть

Турция все активнее пытается использовать в своих интересах связанный с Украиной конфликт между Россией и ЕС. Страна предложила изменить маршрут газопровода South Stream так, чтобы он прошел через ее территорию. Вопрос может быть поднят на будущей неделе на переговорах с зампредом правления «Газпрома» Александром Медведевым. Для Анкары такое решение помогло бы гарантировать поставки газа и получить выгодную роль посредника. «Газпром» не подтверждает даже факт проведения переговоров, но, по словам источников «Ъ» в компании, изменение маршрута South Stream маловероятно.

Турция готова рассмотреть вопрос прокладки сухопутной части газопровода South Stream по своей территории, заявил глава Минэнерго Турции Танер Йылдыз. Он добавил, впрочем, что пока Россия не направляла подобный запрос, но «такие разговоры идут». Сейчас маршрут South Stream пролегает только через турецкие территориальные воды.

Замглавы Минэнерго РФ Анатолий Яновский заявил «Ъ», что не видел никаких бумаг, связанных с изменением маршрута South Stream, хотя и допустил, что «идеи могут быть разные». В «Газпроме» этот вопрос комментировать не стали, но источники в компании выразили большие сомнения в том, что маршрут газопровода может быть существенно изменен на данной стадии. «Уже прошли проектирование, получили в Болгарии разрешения и землеотводы, заключили контракт на прокладку первой нитки морского участка до болгарской Варны»,- поясняет один из собеседников «Ъ». Прокладка первой нитки морского участка по контракту с итальянской Saipem должна начаться осенью, а вчера Выксунский завод выпустил для нее первую трубу.

По словам Танера Йылдыза, в следующий понедельник в Анкару должен прилететь зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, в ходе переговоров будут затронуты вопросы снижения цены на газ для государственной Botas, а также увеличения поставок, в том числе возможного расширения газопровода Blue Stream (см. «Ъ» от 14 апреля). Botas уже удалось добиться снижения цены на российский газ с 2013 года на 4%, примерно до $428 за тысячу кубометров, теперь компания стремится приблизить цену к среднеевропейскому уровню. Частные турецкие газовые компании покупают газ у «Газпрома» по $350 за тысячу кубометров, чтобы сохранять рентабельность на субсидируемом внутреннем рынке, а Botas получает по этой цене азербайджанский газ. В «Газпроме» не смогли подтвердить «Ъ» факт проведения переговоров и их повестку.

Алексей Гривач из ФНЭБ говорит, что снабжение Турции из South Stream вполне возможно и при старом маршруте, поскольку он будет соединен с Трансбалканским газопроводом. По мнению эксперта, заявления Танера Йылдыза могут быть попыткой оказать давление в переговорах на других поставщиков газа — Азербайджан и Иран. Однако глава Центра стратегических исследований Kafkassam Хасан Октай считает, что Турция хочет сыграть какую-то роль в кризисе, который разразился в российско-европейских отношениях в сфере энергетики из-за ситуации на Украине, «однако при этом не забывает и о собственных интересах и старается быть умным посредником». По мнению эксперта, Турция хочет предложить России и ЕС собственные варианты разрешения ситуации с поставками газа и при этом готова учитывать российские интересы: за все время кризиса на Украине действия руководства Турции ни разу не расходились с позицией Москвы.

Авторы: Юрий Барсуков, Ольга Кузнецова

Источник: Коммерсантъ, 17.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики