Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть возвращается

Нефть возвращается

В экономическом "наследстве", которое досталось Дмитрию Медведеву, одна из главных проблем - инфляция, как бороться с которой, в Кремле похоже, не имеют представления. В то же время инфляционная спираль раскручивается все сильнее, чему в немалой степени способствовал рост тарифов на электроэнергию и газ. По словам главного аналитика финансовой компании «Уралсиб» Владимира Тихомирова: «Какие меры здесь можно предпринять, для меня большая загадка. Рычагов, чтобы сдержать инфляцию, у правительства не так много, да и те оказываются невыполнимыми по разным политическим причинам».

Одним из "рычагов" можно назвать заморозку регулируемых государством цен. Однако этим путем Кремль пойти уже не может, в связи с демонстративным принятием накануне инаугурации Медведева программы повышения тарифов на естественные монополии. Еще один вариант – сократить бюджетные расходы – может быть сразу же отброшен, так как государство все еще продолжает вливать деньги в экономику, по большему счету только по политическим причинам: сейчас невозможно себе представить, чтобы российские власти перестали индексировать заработные платы и повышать пенсии, особенно с учетом роста цен и поднимающегося народного недовольства.

Теоретически, правительство России может использовать для борьбы с инфляцией курс рубля. Но любое укрепление национальной валюты навредит российским производителям, чьи товары на экспорт автоматически станут дороже на международном рынке, а значит менее конкурентоспособными.

Других, действенных способов борьбы с инфляцией у правительства не остается, так что, по всей видимости, совсем скоро с ее последствиями придется бороться даже не Дмитрию Медведеву, как предполагается некоторыми аналитиками, а вернувшемуся в кресло премьер-министра Владимиру Путину.

В то же время, на Западе придерживаются мнения, что проблемы в российской экономике преувеличены, обращая внимание на впечатляющий экономический рост. Они надеются, что Дмитрий Медведев будет проводить реформы, о которых он много говорил перед выборами и после избрания его президентом – поддержка малого бизнеса, власть закона и упрощение законодательных процедур для бизнеса. Осуществить эти реформы будет сложно, так как на сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП сведена до минимума, а сам бизнес окончательно пущен на прокорм разросшегося чиновничьего аппарата. Да и для того, чтобы усилить экономические и гражданские свободы, в стране есть только соответствующие лозунги, но нет необходимой политической воли. Трудно представить себе современного российского бюрократа который сам себя начнет ограничивать в аппетитах. Увеличить темпы роста экономики за счет роста цен на нефть, как это было при Владимире Путине, уже не получится, так как стоимость одного барреля уже находится на рекордной (сегодня 126$), и как мне лично представляется, явно спекулятивной отметке, что возможно, найдет подтверждение уже в ближайшие полгода-год, когда стоимость барреля нефти против ажиотажных ожиданий сегодня может просто упасть, и зафиксироваться на отметке примерно 85-90 долларов. И именно поэтому, чтобы рост экономики был виден хоть в малейшей степени, Медведеву предстоит решить две задачи, которые не смог решить Путин. Это борьба с коррупцией и антимонопольная политика.

Хотя, тот же Путин, снова находясь на посту премьер-министра, предложил три основных метода борьбы с коррупцией, которые он по каким-то (видимо серьезным) причинам не смог озвучить в то время, когда занимал пост президента страны. По его словам: «нужно избавляться от избыточных функций по контролю, лицензированию, сертификации и так далее. Второе – нужно, чтобы чиновники у нас были самодостаточными, и чтобы доходы были серьезными, и чтобы было чем дорожить. Третье – законодательное обеспечение, нормативная база должна совершенствоваться». Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что Медведеву остается только найти способы, как воплотить это в жизнь, и справиться с "монополией бюрократии" разросшейся под нефтяной шумок во времена президентства Путина, но сделать это будет, по всей видимости, очень непросто.

Тем более, что Медведев является абсолютно не тем человеком, с которым вообще стоит говорить об антимонопольной политике. Все потому, что именно он до самого своего "назначения" президентом России, был председателем совета директоров «Газпрома», и именно ему принадлежит заслуга, что упомянутая "государственная" сырьевая монополия "разрослась" до размеров трансконтинентальной корпорации. По мнению Генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова: «Для Путина «Газпром» - очень важная компания. Вовсе не как оружие, как на Западе привыкли воспринимать, а как элемент бизнеса, инструмент зарабатывания денег. Естественно, «Газпром» останется в поле ведения Путина – теперь премьер-министра». Однако ожидать укрепления государственных компаний и появления новых гигантов-монополистов в ближайшее время не приходится, потому что чем сильнее госкорпорации, тем слабее правительство, и Путину хватит забот, потому что в данном случае ему предстоит бороться с собственной тенью, ведь он сам, будучи президентом сделал все возможное, чтобы создать монополию власти, как политическую, так и экономическую. Но тем не менее "госкомпании" мешают развитию российской экономики. Естественно, что премьер-министр Путин в этом не заинтересован, тем более что основным объектом его внимания станет экономика, о чем говорят его последние действия. К примеру, одним из последних законов Владимира Путина стал закон, ограничивающий инвестиции в стратегические отрасли российской экономики. Есть основания предполагать, что этот законопроект окажет ожидаемый положительный эффект, а не отрицательный, как это обычно получается.

По оценке главы Российско-американской торговой палаты Эндрю Соммерса, ограничения на инвестиции в нефтегазовый сектор «четко обозначили правила игры. Инвесторы всегда хотят знать, по каким правилам идет игра». По его убеждению из 42 стратегических отраслей экономики лишь «четыре или пять» интересуют западных инвесторов, основными среди них можно назвать, конечно же, нефтегазовую и металлургическую отрасли и сферу телекоммуникаций, где инвестиции иностранцев полностью не запрещены для них и наиболее интересны.

Кроме предположения о том, что основным направлением деятельности Владимира Путина будет экономика страны, есть мнения, что два российских лидера действительно решили приступить к построению в стране экономики инновационного типа, о чем свидетельствуют их заявления. Останутся ли они пустыми словами, или будут воплощены в жизнь – станет ясно уже в течение ближайшего полугодия, а возможно и раньше, если нефтяная спекуляция будет взята под международный контроль, что вполне реально, так как страны с сильным сырьевым уклоном чаще не обладают реальным товарным потенциалом и на самом деле - абсолютно зависимы от остального мира.

Источник: Алтайпресса, 12.05.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики