Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реверсные сказки

Реверсные сказки

Алексей Гривач развенчивает веру в украинский реверс и объясняет, почему закупки газа у  европейских трейдеров никак не улучшают положение «Нафтогаз Украины» и украинских потребителей 

На прошлой неделе «Нафтогаз Украины» возобновил закупки газа через реверсную схему. Пионером, как и поздней осенью 2012 года, стал трейдер RWE, осуществляющий продажи газа через польскую ГИС «Германовичи». Именно на эту станцию через ГИС «Дроздовичи» на территории Украины поступает часть газа, законтрактованного польской компанией PGNiG у российского «Газпрома».

 

Вот как это происходит по бумагам. Компания RWE Supply&Trading покупает газ на спотовом электронной торговой площадке Gaspool на Востоке Германии. Затем покупает мощности на входе между Германией и Польшей на ГИС «Мальнов» (конечная точка газопровода «Ямал-Европа») и мощности на выходе из польской системы на границе с Украиной на ГИС «Германовичи». Объемы транспортировки ограничены пропускной способностью – 4 млн кубометров в сутки - резервной трубы на границе Польши и Украины, которую запустили в реверсном режиме. Стоимость транспортировки для такого объема по схеме «вход/выход» согласно тарифному калькулятору польского газотранспортного оператора Gaz System составляет $31 за тыс кубометров с учетом налогов.

 

Но что происходит с реальными потоками газа? Естественно, газ не транспортируется через всю Польшу, для этого просто нет физических мощностей. Зато есть возможность заказать больше газа у «Газпрома» на входе в польскую систему с территории Украины. На графике видно, что с 10 апреля подача газа через пункт «Дроздовичи» вдруг увеличилась на 2-2,5 млн кубометров в сутки и достигла рекордного с начала года уровня. Несмотря на мягкую зиму, объяснить этот апрельский взлет нельзя ничем иным, кроме как подготовкой и возобновлением реверсной схемы. Официально поставки через реверс начались 15 апреля и составляют 4 млн кубометров в сутки. Заблаговременное увеличение импорта через «Дроздовичи» объясняется технологическими нуждами – резервную трубу нужно было заполнить газом.

 

Следует отметить, что схема была бы невозможна без участия в ней польской газовой компании PGNiG, которая формально в сделке RWE c «Нафтогазом» не фигурирует, но именно она является покупателем российского газа на украино-польской границе и, соответственно, имеет право запросить у «Газпрома» увеличения объемов поставки. Дальше дело техники. Хотя газ принадлежит PGNiG, но физически распределением потока занимается госкомпания Gaz Sysytem (оператор газотранспортной системы Польши, выделенный из PGNiG). Gaz System выполняет номинации PGNiG по поставкам польским клиентам или закачке в ПХГ из других ресурсов, чтобы высвободить 4 млн кубометров для реверса на украинскую территорию. В свою очередь RWE обеспечила поставки уже в польскую систему из Германии 3-4 млн кубометров газа в сутки в рамках реверсного потока на ГИС «Мальнов». Если учесть, что объемы поставок и транзита через «Ямал-Европу» в аверсном режиме не увеличились, именно этот газ позволяет Gaz System балансировать реверсное кольцо на границе Украины.

 

 

Импорт газа Польшей через газоизмерительную станцию (ГИС) «Дроздовичи» на границе с Украиной, реверсные поставки на Украину через ГИС «Германовичи», вход на территорию Польши через ГИС «Кондратки» и выход через ГИС «Мальнов» газопровода «Ямал-Европа», ревресные поставки из Германии через ГИС «Мальнов», кВтч

 

 

 

 

 

 

Источник: Gaz System

 

 RWE уже осуществляла такие продажи через Польшу с ноября 2012 года по сентябрь 2013-го. Но тогда балансирующую функцию Gaz System позволяли выполнять поставки газа со стороны оператора чешской газотранспортной системы Net4Gas через Цешин. Сейчас это направлении практически не функционирует (объемы прокачки около 2 тыс кубометров газа в сутки), хотя осенью 2012 года вводилось с большой помпой именно под проект реверса на Украину.

 

В общей сложности через польскую систему RWE поставила тогда «Нафтогазу» 840 млн кубометров газа. Но из них только 180 млн кубометров в зимний период, а остальные объемы (более трех четвертей) - с апреля по сентябрь, когда у Украины почти нет потребностей в импортном газе для своих нужд.

 

Получается следующая картина. «Нафтогаз» закупает через реверс газ, который ему по большому счету не нужен. Эти объемы в весенне-летний период, так или иначе, через разменные схемы должны оказаться в украинских ПХГ. Но в количестве совершенно мизерном. Даже 1 или 2 (если еще запустить реверсные схемы с Венгрией или даже Словакией) млрд кубометров для Украины, которой в зимний период потребуется 25-28 млрд кубометров импортного газа, (лишь часть может быть поставлено из России по контракту и физически в режиме текущего импорта), как мертвому припарка. В последние годы за зиму Украина отбирает в среднем около 12 млрд кубометров газа. Стоимость этого газа 5-6 млрд долларов, в 2,5-3 раза больше текущей задолженности Киева перед «Газпромом» за поставленный газ. У Украины нет таких денег, чтобы заплатить «Газпрому», и нет их, чтобы заплатить трейдерам, даже если бы имелась физическая возможность для реверса этих объемов. 

Источник: Pro-gas.ru, 24.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики