Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Атомный гопак на граблях

Атомный гопак на граблях

Если бензиновый автомобиль заправить дизельным топливом, то он проедет недолго. Если вставить в ружье патрон ненадлежащего калибра, то либо его заклинит, либо разорвет ствол. Если засыпать в стиральную машину порошок для ручной стирки — пена вылезет наружу.

Все вышеупомянутые примеры понятны, общеизвестны, и для большинства людей бесспорны. Вы спросите, зачем в самом начале статьи такое количество прописных истин? Да потому что необходимость использовать на украинских атомных станциях российское топливо — это такая же прописная истина, причем неоднократно подтвержденная. Но почему-то украинские энергетики продолжают неистовый танец на граблях, надеясь, что каким-то чудом советские реакторы начнут нормально работать на американском топливе.

По законам военного времени

Еще немного очевидных утверждений. Война — это продолжение дипломатии другими средствами. Войны бывают вызваны политическими причинами, и экономическими причинами. Помимо традиционной, «горячей» войны, бывают различные разновидности «холодной войны». Одной из популярных разновидностей «холодной войны» являются экономические санкции, а также бойкот товаров государства, признаваемого врагом.

Когда в 2005 году на Украине бескровно победила «оранжевая революция», у украинских энергетиков, а точнее, у чиновников, отвечающих за энергетику, впервые возникла мысль заключить договор с американской компанией Westinghouse о поставках топлива. Ранее то же самое попыталась сделать Чехия, где в 2011 году американские ядерные стержни были досрочно выгружены из реакторов из-за искривления, несмотря на серьезные экономические потери.

На Украине эксперимент с американским топливом проводился в 2010–2012 годах на втором и третьем блоках Южно-Украинской АЭС. Из 126 загруженных ТВС производства Westinghouse остались в работе только 66 из-за тех же самых проблем, что и в Чехии — топливо потеряло свою геометрию, проще говоря, искривилось. Украинский атомный регулятор в 2013 году принял решение о запрете дальнейшего использования топлива Westinghouse на Украине.

Но не успело пройти и пары месяцев с момента очередного, теперь уже кровавого прихода к власти «оранжевых», как снова возникла тема возвращения к топливу Westinghouse. Сперва были отправлены в отставку председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Елена Миколайчук и её заместитель, отвечавший непосредственно за ядерную безопасность. Тогда же появились заявления новых властей о планах возобновить сотрудничество с Westinghouse.

Прогноз негативный

Стремление украинских энергетиков отказаться от российского топлива не носит никакой экономической подоплеки — это чистая политика, в рамках модной нынче в Европе «диверсификации поставок энергоносителей».

«Если Украина изменит свое отношение к американскому топливу без дополнительных экспертиз, то это будет чисто политическое, а не технико-политическое решение,«- полагает директор Межотраслевого экспертно-сертификационного и контрольного центра ядерной и радиационной безопасности Михаил Рылов.

С тем, что решение о возобновлении сотрудничества с Westinghouse является, во-первых, политическим, а во-вторых, опасным, уверены все опрошенные Центром энергетической экспертизы специалисты. Причем речь идет не только о радиационной опасности, допускать которую в стране Чернобыля — кощунство и предательство памяти жертв ликвидации аварии. Но даже если каким-то чудом удастся избежать самого страшного — радиационного загрязнения, остается множество других негативных факторов.

«После инцидента на Южно-Украинской АЭС (связанного с загрузкой американского топлива — прим. ЦЭЭ) приходилось останавливать энергоблок и это, помимо затрат на восстановление, конечно же, и упущенная выгода от того, что энергоблок не эксплуатировался какое-то время», — напоминает заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. Убытки украинского «Энергоатома» составили тогда не менее 175 млн долларов. Кондратьев уверен, что украинским энергетикам хватит профессионализма, чтобы вовремя остановить АЭС, если топливо от Westinghouse опять начнет деформироваться, как это уже было и в Чехии, и на Украине. Но его оптимизм не разделяют другие эксперты.

«США преследуют свои экономические интересы. Если на Украине рванет, как в Чернобыле, то это облако до Америки вряд ли доплывет, и все последствия придется расхлебывать Европе и нам, а также соседней Белоруссии, как это, собственно, и было при Чернобыле. Получается, что Украина делает нас и европейцев заложниками своих экспериментов, — констатирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — На Украине власти нет вообще сейчас. Там происходит бардак. Старая власть разогнана, а новая власть не набрана, а если набрана, то они не понимают, что делают. Государство разваливается ежеминутно. И в этой ситуации, когда страна стоит за гранью гражданской войны, кому говорить об атомных станциях? Им сейчас не до этого, танки там идут на Донецк.»

Таким образом, решение об использовании американского топлива создаст Украине большой спектр проблем, в лучшем случае — только финансовых, которые могут стать неподъемными для нищего и погрязшего в долгах государства. В худшем — Украина может стать первой страной в истории, где произошло две ядерных аварии высшего, седьмого уровня.

Впрочем, возможно, это всего лишь угрозы, рассуждает заместитель завкафедры государственного регулирования экономики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Иван Капитонов. «Реально широкое использование топливных сборок Westinghouse Electric Company вряд ли будет, ведь угрозы использования чужеродных ВВЭР сборок осознают и соседи Украины в ЕС. Однако решения, на которых они могут настоять, не совсем понравятся проамериканской Раде. Эти решения хорошо видны на примерах Игналинской АЭС в Литве, „Козлодуй“ и „Белене“ в Болгарии, „Богунице“ в Словакии. Условием вступления этих стран в ЕС стало закрытие атомных электростанций. Такое решение будет крайне выгодно ЕС, ведь в случае закрытия украинских АЭС, уйдет угроза атомной катастрофы, а европейские поставщики обеспечат себе возможность поставлять в Украину электроэнергию и, возможно, получат доступ к урановому месторождению, располагающемуся на территории Днепропетровской и Кировоградской областей. Именно такой вариант кризисного для Украины развития событий весьма вероятен при продолжении активных действий по диверсификации поставок, т. к. в случае вытеснения России с украинского рынка ядерных материалов появляется тяжело разрешимая проблема хранения отработанного ядерного топлива (сегодня отработанное российское ядерное топливо возвращается российской стороне), а европейские друзья Украины мощностями по переработке и, главное, желанием перерабатывать ядерные отходы не обладают», — Скорее всего, игра Украины приведет к голу в свои ворота, резюмирует российский ученый Иван Капитонов.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 25.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики