Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинским властям выгоднее направить полученные от МВФ деньги в бюджет и на пополнение золотовалютных резервов, чем отдать их России

Украинским властям выгоднее направить полученные от МВФ деньги в бюджет и на пополнение золотовалютных резервов, чем отдать их России

В среду Национальный банк Украины сообщил о получении первого транша двухлетней кредитной программы МВФ, который превысил $3 млрд. Постоянный представитель МВФ на Украине Жером Ваше 7 мая заявил, что в пакете помощи, предоставляемой Фондом Украине предусмотрены «достаточные средства для погашения задолженности по газу».
 
Однако председатель украинского Нацбанка Степан Кубив 5 мая говорил, что более $1 млрд из первого транша будут направлены на пополнение золотовалютных резервов государства, а остальные средства получит бюджет для стабилизации макроэкономической ситуации и финансового состояния Украины.
 
Бывший пресс-секретарь «Нафтогаза», украинский независимый эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский отмечает, что в меморандуме прописано погашение Украиной долга перед «Газпромом» по март включительно ($2,2 млрд). «Использовать эти средства по-другому Украина не имеет права, — подчеркивает Землянский. — Однако остается открытым вопрос оплаты за апрель (около $1,3 млрд).» Эксперт полагает, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение в ходе второго раунда трехсторонних переговоров в Варшаве, который должен состояться в середине мая.
 
Профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров считает, что если Украина заплатит $2,2 млрд, то Россия пока не будет переводить ее на предоплату. «Сроки перехода на авансовую схему будут перенесены, — полагает Петров. — Своим жестким заявлением о предоплате Россия вынудила Европу активно вмешаться и предоставить Украине необходимые для погашения долга средства».
 
Дело в том, что перевод Украины на предоплату угрожает не только самой Украине, но и Европе. В случае если Киев не сможет оплачивать российский газ авансом, он просто начнет отбор газа из подземных газохранилищ, а этот газ предназначен для обеспечения бесперебойного транзита в Европу в зимний период.
 
И здесь в очередной раз возникает вопрос цены. После того как Россия в начале апреля отменила сразу две скидки для Украины, цена 1 тыс кубометров выросла с $268,5 до $485. Украина требует вернуть старую цену (хотя и по ней она платить оказалась неспособна).
 
На переговорах в Варшаве украинский министр энергетики Юрий Продан заявил, что $485 за 1 тыс кубов Украина платить не может, и если «Газпром» не согласится вернуться к старой цене, «Нафтогаз» начнет арбитражный процесс и в конце мая стороны встретятся в Стокгольмском арбитражном суде. Кстати, Продан тогда же отметил, что долги Украина начнет выплачивать только после возврата к цене в $268,5.
 
А вот Жером Ваше в среду заявил, что программа финансовой помощи Украине «ориентирована на будущее» и в ней заложена цена российского газа на уровне $385 за 1 тыс. кубов. При этом представитель МВФ подчеркнул, что обсуждать цену в любом случае должны «Газпром» и «Нафтогаз», но рыночную цену определить сложно. «Можно найти разные уровни цен», — сказал Ваше.
 
«Газпром» готов рассмотреть возможность скидки для Украины, однако при двух условиях: Киев начнет выплаты по газовым долгам, и не будет препятствий для завершения проекта газопровода «Южный поток».
 
«Южный поток» действительно может стать предметом торга, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Стороны могут сойтись на варианте «Южный поток» в обмен на скидку в $100».
 
По словам главы ФНЭБ, $385 — о которых, кстати, говорил и Международный валютный фонд — адекватная цена, соответствующая конъюнктуре региона. «Очевидно, что возврата к $268,5 быть не может, это была цена персонально для Виктора Януковича, за то, что тот откажется от евроинтеграции, — комментирует Симонов. — А вот $385 — цена вполне реальная».
 
Впрочем, остается проблема выплаты долга. Симонов указывает, что, несмотря на то что в меморандуме МВФ действительно прописана обязательная оплата газовых долгов, там не определено, из какого транша эти долги должны погашаться. Таким образом, Украина действительно может не начать погашение задолженности.
 
«Особенно — в преддверии президентских выборов, которые намечены на 25 мая, — напоминает глава ФНЭБ. — С политической точки зрения украинским властям сейчас действительно выгоднее направить полученные деньги в бюджет и на пополнение золотовалютных резервов, чем отдать их России».

Источник: Нефть России, 07.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики