Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» встретил активный отбор

«Газпром» встретил активный отбор

Киев закачивает все больше газа и по-прежнему не платит

Несмотря на получение первого транша средств Международного валютного фонда (МВФ), Украина не стала в срок оплачивать апрельские поставки российского газа и уже через неделю может быть переведена на предоплату. На практике этот шаг уменьшит текущие потери «Газпрома», но мало повлияет на позиции сторон, поскольку летом Украина может обойтись вообще без российского газа. Пользуясь последней возможностью, Киев резко наращивает запасы в хранилищах и готовится к сложным переговорам с Россией и ЕС.

Вчера истек срок, в течение которого «Нафтогаз Украины» должен был расплатиться за российский газ в апреле. «Газпром» заявил, что денег не получил, и долг «Нафтогаза» превысил $3,5 млрд. Теперь российская монополия может перевести Украину на предоплату, направив уведомление до 16 мая. Затем у «Нафтогаза» будет две недели, чтобы внести предоплату за июнь. Объем поставок будет зависеть от суммы, которую заплатит «Нафтогаз», с учетом цены газа в $485 за 1 тыс. кубометров, повышенной с апреля после отмены скидки за базирование Черноморского флота в Крыму. Если «Нафтогаз» не внесет деньги, «Газпром» перестанет поставлять газ для внутреннего потребления Украины, но продолжит транзит в Европу.

Такой сценарий не означает немедленных драматических последствий ни для одной из сторон. Летом Украина потребляет около 2 млрд кубометров газа в месяц, причем собственная добыча (без Крыма) составляет около 1,8 млрд кубометров. Небольшой дефицит газа (примерно 7 млн кубометров в сутки) Украина легко может покрыть за счет реверса из Польши и Венгрии (совокупные возможности — 17 млн кубометров в сутки). Снабжение восточных областей, куда реверсный газ технически невозможно доставить, реально организовать по своповой схеме с участием транзитного газа «Газпрома». Соответственно, у властей Украины не будет немедленной необходимости забирать газ из транзитного потока, поставки Европе не пострадают, и у сторон останется около трех месяцев на переговоры.

Чтобы пройти зиму, Украине необходимо закупить не менее 8 млрд кубометров газа для закачки в подземные хранилища. Иначе, когда потребление резко вырастет (месячный пик составляет 8–9 млрд кубометров), Украине придется отбирать транзитный газ, что приведет к перебоям в поставках в Европу. Сейчас в украинских ПХГ находится 8,5 млрд кубометров (без учета Крыма), тогда как минимальный необходимый объем на начало отопительного периода в октябре, по оценке «Газпрома», должен быть 17 млрд кубометров. Хотя российские и украинские чиновники утверждают, что вопрос с закачкой необходимо решить к началу июня, на практике мощность украинских ПХГ позволяет начать активную закачку в августе или даже в сентябре. Заявленный технический максимум для закачки в украинские ПХГ составляет 281 млн кубометров в сутки, то есть 8 млрд кубометров можно закачать менее чем за месяц. Так, в 2013 году Ostchem Дмитрия Фирташа закачала дополнительные 5 млрд кубометров за первые три недели октября.

Ключевым аспектом в вопросе закачки газа является цена, по которой он будет продан. Украина не готова покупать газ по $485 за 1 тыс. кубометров, не признает отмену скидки и намерена защищать эту позицию в арбитраже в Стокгольме. МВФ заложил в свой стабилизационный кредит, первый транш которого на $3 млрд вчера получил Киев, цену газа в этом году на уровне $380 за 1 тыс. кубометров — это примерная цена реверсных поставок при текущих спотовых ценах в Европе. Но реальные технические возможности реверса не позволяют Украине закачать газ в ПХГ только с его помощью, отмечает замглавы ФНЭБ Алексей Гривач. По его мнению, суд также ничего не решит, поскольку позиция Украины по харьковским соглашениям основана на тезисе о незаконности отделения Крыма, и коммерческий арбитраж едва ли будет рассматривать такой спор. Господин Гривач считает, что «Газпром» в ходе переговоров готов был бы дать Украине скидку от цены в $485 за 1 тыс. кубометров, но Киев не признает саму эту цену.

«Нафтогаз» на этом фоне не боится наращивать долг и в апреле отбирал значительно больше газа, чем нужно для потребления, закачав дополнительно 2 млрд кубометров в ПХГ. По мнению Алексея Гривача, украинская компания может продолжить эту практику и в мае, пока поставки еще идут. Это укрепит позиции Украины на газовых переговорах с ЕС и Россией, очередной раунд которых может пройти в середине мая.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 08.05.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики