Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Россия удерживает союзников экономическими льготами

И. Юшков: Россия удерживает союзников экономическими льготами

Россия идет на уступки Белоруссии, которая отказывается от членства в Евразийском союзе в случае повышения пошлин на нефть. По информации СМИ, в правительстве разрабатывается проект, предусматривающий снижение пошлин на экспорт нефти за счет повышения НДПИ.

Не случится ли так, что за белорусов придется платить россиянам, на которых монополисты зачастую перекладывают лишний груз со своих плеч? Как этого избежать? И как еще Россия может компенсировать потери из-за снижения пошлин на экспорт нефти?

На эти вопросы корреспонденту Pravda. Ru ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Белоруссия получала российскую нефть без пошлины, перерабатывала ее на своих заводах и отправляла нефтепродукты по европейским ценам за рубеж. Соответственно, маржу, которую Минск получал, продавая нефть по рыночным ценам, он оставлял себе. В этом и был основной навар, основная прибыль Белоруссии.

В дальнейшем Россия решила прикрыть эту лазейку и сначала поставляла нефть с учетом пошлины, но Белоруссия тогда заявила, что вообще откажется от российской нефти. Путем переговоров, пришли к соглашению, что Белоруссия получает беспошлинную нефть полностью для загрузки своих нефтеперерабатывающих заводов, но платит пошлину от экспорта нефтепродуктов.

Сейчас Россия собирается не повысить ее, а понизить. Это делается для того, чтобы они получали больше прибыли в свой бюджет, то есть, они будут оплачивать пошлину в российский бюджет, но эта пошлина будет маленькая. Основную маржу они будут оставлять себе, улучшая свою экономику.

Делается это на фоне украинского кризиса, чтобы Россия могла собрать вокруг себя своих союзников по Евразийскому пространству, тем самым укрепить свои позиции в экономической сфере.

Предоставление экономических льгот — это российская модель удерживания вокруг себя союзников. То же самое делается, например, в Армении. Как только Армения заявила, что вступает в российское экономическое пространство, в Таможенный союз, еще не применив каких-то мер, получила низкую цену на газ. Разумеется, со всем этим расплачиваются российский бюджет.

Россия фактически никак не может компенсировать потери из-за снижения пошлин. Есть общий тренд о том, чтобы отказаться от экспортных пошлин, заменив их повышением налога на добычу полезных ископаемых. То есть, вы не платите за вывоз нефти и газа, а платите за добычу, тем самым, перекладывая нагрузку из конечной точки производственного цикла, в начальную.

В целом, такая модель есть, потому что этого требуют правила ВТО. Они как раз предполагают, что вы отказываетесь от экспортных моделей налогообложения и перекладываете это все в налог на добычу полезных ископаемых».

Источник: Правда.RU, 12.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики