Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Пекин обсуждают газовый «контракт века»

Москва и Пекин обсуждают газовый «контракт века»

Проект экспорта газа в КНР оценивается в 1,5 трлн рублей только на начальном этапе

В повестке визита Владимира Путина в Китай подписание нескольких десятков контрактов, но главный из них — газовый. Речь идет о многолетнем контракте на поставку огромных объемов природного газа. Москве этот договор тем нужнее, чем сложнее ее отношения с Европой. Проблема в том, что в Китае это хорошо понимают.

Рамочное соглашение между Россией и КНР было подписано еще в 2009 году, с тех пор стороны пытаются договориться о цене.

В последние дни перед поездкой Путина в Китай переговоры между главами газовых компаний обеих стран велись практически круглосуточно. Глава «Газпрома» Алексей Миллер прибыл в Пекин за два дня до начала официального визита.

Как рассказал в интервью Русской службе Би-би-си заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, цену должны были согласовать еще к началу визита. И то, что этого не произошло, — плохой знак.

Алексей Гривач: Главная проблема для сторон — это уровень базовой цены, который обозначается в контракте как точка отсчета для дальнейших расчетов по формуле, привязанной к корзине нефтепродуктов. То есть уже есть согласованная формула, осталось в нее подставить постоянную величину, на основе которой производились бы дальнейшие расчеты. Должна быть определена цена первого периода — года или квартала. Затем к ней будут добавлять разные коэффициенты: инфляция, динамика цен на нефтепродукты типа дизеля и мазута.

Би-би-си: Какая конкретно цена сейчас обсуждается?

А.Г.: Речь идет о 350–400 долларах за тысячу кубометров. Китайские партнеры, понятное дело, заинтересованы в нижней границе. Но судя по последней информации, поступающей из Китая, цену все-таки не удается согласовать. Вероятность того, что контракт не будет подписан, довольно высока, если, конечно, главы государств на личной встрече не достигнут прорыва. По идее, цену должны были согласовать к началу визита. Глава «Газпрома» Алексей Миллер находится там уже два дня. А перед этим в Москву приезжал переговорщик от Китая. Эти контакты последние дни идут чуть ли не в круглосуточном режиме.

Би-би-си: Владимир Путин предложил отменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газовых месторождений, которые будут экспортировать газ в Китай по этому контракту. На сколько это может уменьшить цену?

А.Г.: Сейчас для восточносибирских месторождений и так действует льготный режим по НДПИ. Ставка установлена на уровне 10% от базовой. Для «Газпрома» сейчас НДПИ установлен в районе 680 рублей на тысячу кубометров. 10% от них — это, грубо говоря, 2 доллара. Я думаю, что гораздо эффективнее была бы льгота по экспортной пошлине. Потому что она составляет 30% от таможенной стоимости газа. При цене в 400 долларов за тысячу кубов в бюджет идет 120 долларов. Бюджет может отказаться от части этих поступлений, и в итоге цена для Китая понизится. При этом компромисс с российской стороны имеет пределы, власти не могут допустить, чтобы экономика самих экспортных проектов в Китай стала убыточной. Там ведь большие капиталовложения, сложная, протяженная инфраструктура.

Создать инфраструктуру с нуля

Би-би-си: Тем временем и китайская сторона заявляет, что может уменьшить импортную пошлину. Получается, правительство КНР готово субсидировать свою газовую компанию CNPC за счет бюджета?

А.Г.: Это было бы вполне логично, поскольку это один из механизмов взаимных уступок. Обе страны пытаются создать экономически привлекательные условия для своих госкомпаний.

Би-би-си: Насколько обсуждаемая цена на газ для Китая экономически обоснована? Многие говорят, что поставлять газ в Китай легче, чем в Европу: тут возможен прямой экспорт, тут короткое «плечо транспортировки».

А.Г.: Это не совсем правильное понимание. Здесь нужно создать с нуля всю инфраструктуру: добыча, переработка — причем сложная переработка. Газ, добываемый в Восточной Сибири — многокомпонентный, он имеет в своем составе много примесей, в том числе ценных, например, гелий. Их нужно извлечь, и это дополнительные затраты. Плюс «плечо транспортировки» необходимо создать с нуля. А это более 3 тыс. км трассы в достаточно сложных географически районах. Общая стоимость проектов превышает 1,5 трлн рублей (43 млрд долларов) только на начальном этапе.

Би-би-си: Если все-таки удастся согласовать цену, когда газ пойдет в Китай?

А.Г.: Отводится пять лет с момента подписания контракта на то, чтобы начались поставки. А потом еще два-три года до выхода на проектную мощность.

Источник: BBC, 20.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики