Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Пекин обсуждают газовый «контракт века»

Москва и Пекин обсуждают газовый «контракт века»

Проект экспорта газа в КНР оценивается в 1,5 трлн рублей только на начальном этапе

В повестке визита Владимира Путина в Китай подписание нескольких десятков контрактов, но главный из них — газовый. Речь идет о многолетнем контракте на поставку огромных объемов природного газа. Москве этот договор тем нужнее, чем сложнее ее отношения с Европой. Проблема в том, что в Китае это хорошо понимают.

Рамочное соглашение между Россией и КНР было подписано еще в 2009 году, с тех пор стороны пытаются договориться о цене.

В последние дни перед поездкой Путина в Китай переговоры между главами газовых компаний обеих стран велись практически круглосуточно. Глава «Газпрома» Алексей Миллер прибыл в Пекин за два дня до начала официального визита.

Как рассказал в интервью Русской службе Би-би-си заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, цену должны были согласовать еще к началу визита. И то, что этого не произошло, — плохой знак.

Алексей Гривач: Главная проблема для сторон — это уровень базовой цены, который обозначается в контракте как точка отсчета для дальнейших расчетов по формуле, привязанной к корзине нефтепродуктов. То есть уже есть согласованная формула, осталось в нее подставить постоянную величину, на основе которой производились бы дальнейшие расчеты. Должна быть определена цена первого периода — года или квартала. Затем к ней будут добавлять разные коэффициенты: инфляция, динамика цен на нефтепродукты типа дизеля и мазута.

Би-би-си: Какая конкретно цена сейчас обсуждается?

А.Г.: Речь идет о 350–400 долларах за тысячу кубометров. Китайские партнеры, понятное дело, заинтересованы в нижней границе. Но судя по последней информации, поступающей из Китая, цену все-таки не удается согласовать. Вероятность того, что контракт не будет подписан, довольно высока, если, конечно, главы государств на личной встрече не достигнут прорыва. По идее, цену должны были согласовать к началу визита. Глава «Газпрома» Алексей Миллер находится там уже два дня. А перед этим в Москву приезжал переговорщик от Китая. Эти контакты последние дни идут чуть ли не в круглосуточном режиме.

Би-би-си: Владимир Путин предложил отменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газовых месторождений, которые будут экспортировать газ в Китай по этому контракту. На сколько это может уменьшить цену?

А.Г.: Сейчас для восточносибирских месторождений и так действует льготный режим по НДПИ. Ставка установлена на уровне 10% от базовой. Для «Газпрома» сейчас НДПИ установлен в районе 680 рублей на тысячу кубометров. 10% от них — это, грубо говоря, 2 доллара. Я думаю, что гораздо эффективнее была бы льгота по экспортной пошлине. Потому что она составляет 30% от таможенной стоимости газа. При цене в 400 долларов за тысячу кубов в бюджет идет 120 долларов. Бюджет может отказаться от части этих поступлений, и в итоге цена для Китая понизится. При этом компромисс с российской стороны имеет пределы, власти не могут допустить, чтобы экономика самих экспортных проектов в Китай стала убыточной. Там ведь большие капиталовложения, сложная, протяженная инфраструктура.

Создать инфраструктуру с нуля

Би-би-си: Тем временем и китайская сторона заявляет, что может уменьшить импортную пошлину. Получается, правительство КНР готово субсидировать свою газовую компанию CNPC за счет бюджета?

А.Г.: Это было бы вполне логично, поскольку это один из механизмов взаимных уступок. Обе страны пытаются создать экономически привлекательные условия для своих госкомпаний.

Би-би-си: Насколько обсуждаемая цена на газ для Китая экономически обоснована? Многие говорят, что поставлять газ в Китай легче, чем в Европу: тут возможен прямой экспорт, тут короткое «плечо транспортировки».

А.Г.: Это не совсем правильное понимание. Здесь нужно создать с нуля всю инфраструктуру: добыча, переработка — причем сложная переработка. Газ, добываемый в Восточной Сибири — многокомпонентный, он имеет в своем составе много примесей, в том числе ценных, например, гелий. Их нужно извлечь, и это дополнительные затраты. Плюс «плечо транспортировки» необходимо создать с нуля. А это более 3 тыс. км трассы в достаточно сложных географически районах. Общая стоимость проектов превышает 1,5 трлн рублей (43 млрд долларов) только на начальном этапе.

Би-би-си: Если все-таки удастся согласовать цену, когда газ пойдет в Китай?

А.Г.: Отводится пять лет с момента подписания контракта на то, чтобы начались поставки. А потом еще два-три года до выхода на проектную мощность.

Источник: BBC, 20.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики