Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Гривач: Рано или поздно газовая сделка с Китаем состоится

А. Гривач: Рано или поздно газовая сделка с Китаем состоится

В ходе визита в КНР Владимир Путин не подписал договор о поставках газа. Почему? На вопросы DW отвечает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Президент России Владимир Путин находится с двухдневным визитом в Китае. Накануне в российских СМИ много говорилось о том, что РФ и КНР заключат газовую «сделку века». А российские политологи преподносили ее как ассиметричный ответ на санкции со стороны Запада. Но пока сделка не состоялась. Да и была ли она альтернативой поставкам газа в страны ЕС? Замдиректора российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач в интервью DW ответил на этот и другие вопросы.

DW: Газовая сделка между РФ и КНР, которую с таким нетерпением ожидали, судя по всему, не состоялась или отложена. Пока все ограничилось меморандумом о намерениях. Как это понимать?

Алексей Гривач: Это означает, что стороны не смогли прийти к экономически взаимовыгодному решению этого вопроса. Китай, вероятно, решил воспользоваться, скажем так, непростыми отношениями России с Западом и не захотел сдвинуться со своей позиции. Москва также посчитала для себя невозможным в таком важном и дорогостоящем проекте пойти на условия экономически невыгодные для нее.

— Во многих российских СМИ газовая сделка с Китаем подавалась как ответ Западу на возможные санкции, как альтернатива поставкам европейским потребителям. Но была ли она реальной альтернативой? Ведь китайское направление — это перспектива, которую можно было бы осуществить самое раннее, через пять-шесть лет?

— Я вам больше скажу, это, в принципе, не являлось альтернативой поставкам на Запад. Это была органическая диверсификация, получение нового рынка, развитие новых проектов в восточной части страны. Это позволило бы развивать восточные регионы, вкладывать деньги в добычу, развивать инфраструктуру и так далее. Прямого влияния или, скажем, взаимодействия с теми проектами, которые «Газпром» осуществляет со странами Запада, это не имело. Просто это органический вид диверсификации.

— Какими вам видятся перспективы сотрудничества с Китаем в области энергетики?

— Я думаю, что рано или поздно этот контракт будет подписан. На северо-востоке Китая складывается очень тяжелая экологическая обстановка. Это практически угроза жизни населения.

Китай постепенно повышает уровень жизни. Но энергетика зависит на 80 процентов или даже больше от угля. Риски слишком велики. При этом Китай платит очень приличные деньги за импортные ресурсы уже сейчас. Мне представляется не совсем логичным, что он платит сейчас больше европейской цены за газ. Эта цена близка к 500 долларам, где-то 450 долларов за тысячу кубометров. Я думаю, сейчас дело даже не в цене, а в том, как уравновесить баланс интересов. Я уверен, баланс будет найден, потому что проект важный, долгосрочный, представляющий выгоду для обеих сторон.

Источник: DW, 21.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики