Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия не получила деньги за газ, но готова к переговорам

Россия не получила деньги за газ, но готова к переговорам

Члены Еврокомиссии пообещали, что убедят украинскую сторону заплатить долг в $2 млрд

Трехсторонние переговоры по газу между Россией, ЕС и Украиной в Берлине, намеченные на пятницу, состоятся, несмотря на то что киевские власти так и не перечислили ни цента на счета «Газпрома». Ранее российская сторона в лице Минэнерго заявляла, что обсуждение новых компромиссных цен на газ для Украины возможно лишь после погашения ею части долга (в размере $2 млрд в срок до четверга включительно). Теперь официальный представитель ведомства говорит, что денег ждут до конца недели.

Основной аргумент главы Минэнерго Александра Новака в пользу новых переговоров — надежда договориться с Украиной при посредничестве Еврокомиссии. Как рассказал «Известиям» официальный представитель Минэнерго, в среду поздно вечером и в четверг утром состоялась серия телефонных переговоров с представителями Еврокомиссии, которые пообещали, что окажут влияние на украинскую сторону и убедят ее заплатить. Таким образом Россия идет на последний газовый компромисс с Украиной перед вводом предоплаты, намеченной на 3 июня и сопряженной с прекращением поставок газа для нужд страны. При отсутствии конкретных договоренностей между сторонами основная опасность конфликта — недозакачка до 10 млрд куб. м газа в подземные газохранилища Украины до конца сентября. Это может стать угрозой бесперебойному транзиту российского газа в Европу.

Украина так и не показала готовности оплатить российский газ в среду и в четверг. Вместо этого ее чиновники сыпали громкими заявлениями. По словам свежеизбранного президента Украины Петра Порошенко, российский газ по $500 Украине не нужен. Он надеется наладить реверс газа из европейских стран, а также организовать поставки сжиженного газа из США.

Вместо оплаты «Газпрому» украинский кабинет министров своим постановлением от 29 мая распорядился увеличить уставный капитал «Нафтогаза Украины» на 22,3 млрд. гривен (около $2 млрд.) путем выпуска дополнительных акций.

— Минфину Украины требуется осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в размере 22 миллиарда 270 миллионов 900 тысяч гривен со сроком обращения до семи лет и процентной ставкой дохода на уровне не выше 14,3% годовых и внести их от имени государства в оплату за дополнительные акции «Нафтогаза», — говорится в документе.

Решение украинской стороны о выплате «Газпрому» долга будет озвучено лишь по итогам встречи в Берлине. Планируется, что 30 мая сначала состоится встреча российской делегации, возглавляемой министром энергетики Александром Новаком, и с участием топ-менеджеров «Газпрома», с еврокомиссаром ЕС Гюнтером Эттингером, а затем уже трехсторонняя встреча РФ-ЕС-Украина.

По итогам трехсторонней встречи в Берлине 26 мая по газовому вопросу глава Минэнерго РФ Новак озвучил, что в ходе переговоров были согласованы условия платежа «Нафтогаза Украины» в адрес «Газпрома» в размере $2,5 млрд. В частности, $2 млрд — долг по состоянию на конец марта — «Нафтогаз Украины» должен оплатить до конца текущей недели, еще $500 млн в виде аванса за поставки в апреле—мае должно оказаться в казне российской газовой монополии к 7 июня.

На предыдущих переговорах в Берлине Россия не поддержала пакетное предложение Украины, где предлагалось оплатить долг за газ исходя из цены на российский газ с 1 апреля в размере $268,5 за тысячу кубометров. Согласно такому пакетному соглашению, по словам главы Минэнерго и угольной промышленности Украины Юрия Продана, компромиссная цена должна быть действительна до окончательного решения вопроса: в досудебном либо судебном порядке. Ранее глава украинского правительства Арсений Яценюк анонсировал подачу иска в Стокгольмский арбитражный суд «Нафтогазом Украины» 29 мая. Однако в пресс-службе «Нафтогаза Украины» «Известиям» сказали, что в их адрес не поступала информация о подаче иска в Стокгольмский суд в четверг.

Иван Капитонов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС, отмечает, что Россия максимально долго оттягивала реальный ввод предоплаты для Украины.

— Это было связано с попыткой убедить Европу в том, что Украина не заплатит за газ при более мягких условиях. Фактически Россия продолжает кредитовать Украину в товарно-денежной форме, но терпение уже лопнуло. Сейчас Европе дается последний шанс словами убедить украинскую сторону в необходимости оплаты за газ, в противном случае Россия снимает с себя ответственность за возможные проблемы с транзитом своего газа через Украину, — отмечает Капитонов. — Если Украина не собирается платить, то бесконечно заниматься благотворительностью в адрес новых властей, которые проводят демонстративно антироссийскую политику, невозможно.

По сути, России всё же удалось склонить Европу на свою сторону — об этом говорит тот факт, что представители ЕС уже категорично выступают за необходимость срочной оплаты газовых долгов Украиной.

По мнению экспертов, встреча в Берлине — это шанс для Европы доказать свой политический и экономический вес, предъявив необходимые инструменты влияния на Украину.

— Если Европе удастся сотворить чудо и заставить Украину заплатить, Россия отменит систему предоплаты — ведь мы заинтересованы в безопасности и бесперебойности транзита российского газа не меньше, чем ЕС. При оплате долга возможна скидка для Украины, но цена уже не будет на уровне $268,5 за тысячу кубометров газа. Скорее всего, стороны остановятся на параметре в $370–380 за тысячу кубометров — справедливой среднеевропейской цене за голубое топливо, — считает Капитонов.

Уже сейчас понятно, что реверс не покроет потребностей Украины в топливе. Во-первых, налаживание технического реверса потребует времени и финансовых затрат, во-вторых, европейские страны смогут поставлять газ для Украины только отрывая часть объемов от собственного потребления. Реверс может обеспечить примерно 20% потребления газа на Украине, а для приема СПГ из США необходимо строить специальную инфраструктуру — регазификационные терминалы.

— Где взять на это деньги, если Украина не готова оплачивать долг за более дешевый и уже поставленный российский газ? Скорее всего, новый президент Украины попросту не разбирается в тематике вопроса, дезинформируемый американской стороной. На деле заменить российский газ в желаемом Украиной объеме будет невозможно еще примерно десяток лет, — считает эксперт.

Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности, полагает, что Россия хочет сохранить поставки своего газа на Украину и именно поэтому идет на компромиссы до последнего.

— Но после пятничных переговоров в случае непогашения Украиной долга отказ России от предоплаты будет выглядеть слабостью и шагом назад. Сейчас даже Евросоюзу уже сложно обвинить Россию в том, что она не сделала всех шагов на встречу оппоненту в решении газового конфликта. Стороны договорились о поэтапной оплате долга, и первый транш в $2 млрд должен быть оплачен вовремя для возможности компромиссов по цене. Но в ответ на это мы видим, что Украина откровенно игнорирует достигнутые договоренности, — отмечает Симонов. — Последние заявления украинских властей о том, что сначала нужно заплатить за крымские активы «Черноморнефтегаза» и газ, закачанный в ПХГ Крыма, свидетельствуют, что «Нафтогаз Украины» тянет время, причем в ультимативной форме. Последние заявления новоизбранного президента Украины характеризуют его как автора беспочвенных угроз России, а не как человека, готового к конструктивным переговорам.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: Известия, 30.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики