Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В ЕК должна возобладать прагматичность и проект «Южный поток» состоится

В ЕК должна возобладать прагматичность и проект «Южный поток» состоится

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Ситуация вокруг строительства газопровода «Южный поток» в Болгарии меняется каждый день. В воскресенье было заявление премьера Болгарии о том, что оно останавливается, такое же решение принимает Сербия. В понедельник уже к обеду сначала премьер Сербии опроверг это заявление, а потом и министр энергетики Болгарии к вечеру тоже заявил, что проект сохраняется свою актуальность и приоритетность для Болгарии.

Я все-таки думаю, есть шансы довольно серьезные за то, чтобы этот проект реализовывать. У нас и по «Северному потоку» тоже возникали сложности, причем с более антироссийскими странами, например, со Швецией, которая должна была согласовать экологическую процедуру. Тем не менее, как-то удалось с ними общий язык найти.

Ясно, что Болгарию «колбасит» потому что есть интересы Европейского союза, который вбил себе в голову, что любые российские проекты опасны и от России надо отказываться любой ценой и под любым предлогом. Но есть же интересны собственно Болгарии, которые подсказывают, что за проект надо хвататься двумя руками. Болгария превращается в страну-транзитера и полностью убирает риски неполучения газа зимой. В январе 2009 года, когда нам пришлось отключать Украину, транзит в Европу тоже был прекращен на несколько дней, Болгария осознала, что такое зимой оказаться без газа. И эта вина Украины, и вот эта участь страны, которая зависит от чужого транзитера и даже некому предъявить претензии. А здесь напрямую Болгария будет получать российский газ по морю и ясно, что случись какой-нибудь сбой, прямые претензии к России нельзя будет игнорировать. Поэтому транзитные деньги и надежность поставок — это серьезные аргументы.

Это понимает и действующий премьер-министр. Если сейчас из-за «Южного потока» будут новые выборы, ему просто невозможно будет объяснить избирателю, что он остановил проект, который объективно выгоден Болгарии. Болгария сегодня имеет самую низкую среднюю зарплату по ЕС, это самый депрессивный регион для ЕС, там постоянно волнения из-за этого происходят. А объяснить людям, что выкинул ежегодно 2,5 млрд долларов транзитных денег, я думаю, невозможно. Тем более с Болгарией согласовали очень выгодные условия — создается СП, причем СП получает деньги гот России на выгодных условиях. По каждому пункту Болгария торговалась, выбивала уступки, в общем мы шли на эти уступки. Теперь Болгария ведет себя недостойно. Это уже вопрос уважения к самому государству. Болгария ведет себя сейчас как Украина, когда дается слово, потом отменяется, начинается клоунада — это все не мы, это наши предшественники, мы за проект, мы против проекта.

Интересно, что бывший премьер министр Бойко Борисов в воскресенье на удивление поддержал «Южный поток» при том, что когда он был премьером, он этот проект торпедировал. Но торпедировал на словах — бумаги-то при нем были подписаны, так что он понимал при всей своей проамериканскости выгоду для Болгарии.

Я думаю, что проект будет, тем более сейчас обновится и состав Европейской комиссии. После этого есть надежда, что совсем «отмороженные люди», скажем, президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, покинут свои кабинеты. Если главой ЕК станет, например, Жан-Клод Юнкер, кандидатуру которого на этот пост поддержала канцлер Германии Ангела Меркель, есть шансы определенные, что здесь будет более прагматичный подход. Правда, когда Гюнтер Эттингер становился еврокомиссаром по энергетике, тоже были позитивные ожидания в связи с тем, что это немец, но этот немец оказался хуже предыдущего прибалта. То есть тут тоже зарекаться нельзя, но, думаю, Юнкер менее политизированный и в большей степени прагматичный человек. С учетом того, что в парламенте сейчас сильные позиции у евроскептиков, надеюсь, что какое-то отрезвление будет.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 10.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики