Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод в Китай обвалит фондовый рынок России

Газопровод в Китай обвалит фондовый рынок России

Поставив перед собой задачу, построить газопровод «Южный поток» в направлении Китая до 2017 года, российские чиновники срочно начали искать источники финансирования этого проекта. Денег нужно довольно много — $55 млрд. Половину готовы дать китайцы. Правда в таком случае, они, скорее всего, потребуют доли в трубопроводном консорциуме. Есть и другие варианты, например, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Впрочем, как заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, этого явно недостаточно. Во его словам, Владимир Путин уже согласился, что могут последовать кардинальные средства — докапитализация газовой монополии на искомую сумму. Эксперты недоумевают, как такое возможно: эмиссия акций «Газпрома» на такую серьезную сумму обвалит российский рынок акций. Миноритарные акционеры, среди которых достаточно много иностранцев, могут потребовать компенсации за снижение доли номинальной доли в акционерном капитале газового холдинга.

Переориентация направления экспортных потоков нефти и газа из России с западного рынка на восточный может дать повод для новых для нападок зарубежных инвесторов по отношению к российской газовой монополии. В условиях, когда строительство «Южного потока», нового российского газопровода в Евросоюз в обход Украины, вызывает сопротивление Брюсселя и Вашингтона, наша страна обратилась к азиатскому рынку, рост потребление энергоресурсов на котором растет по 15-25% в год.

Альтернативой европейских потребителей, на долю которых приходится более половины экспорта «Газпрома», готов стать Китай. Проект создания газопроводного маршрута в Поднебесную уже разработан — трубопровод «Сила Сибири», при условиях начала его строительства в ближайшее время, сможет уже к 2017 году давать первую прибыль, а к 2021 году — выйти на полную мощность, привлекая в российский бюджет объем средств, равный с доходами от экспорта в Европу.

Соглашение с Пекином уже есть. Осталось найти средства на строительство газопровода. Общий объем инвестиций оценивается в $55 млрд. Это превышает чистую прибыль «Газпрома» в прошлом году, которая составила около $37,6 млрд. Впрочем, Китаю необходим российский газ. Пекин готов раскошелиться и предоставить России примерно половину средств — $22 млрд.

Тем не менее, этого недостаточно. Как утверждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, изыскать такие средства из инвестиционных ресурсов у «Газпрома» не получится. Нужно будет отказаться от других планов, например, газификации российских регионов.

Вложение государственных средств, например, денег из Фонда национального благосостояния, как того предлагают чиновники, тоже неразумен. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, необходимы дополнительные источники. Один из них уже обозначил Владимир Путин — докаптализация «Газпрома» на сумму в $55 млрд.

Правда, каким образом может произойти это вливание государственных средств в газовую монополию, пока вызывает вопросы. В первую очередь, докаптализация подразумевает эмиссию акций «Газпрома» на обозначенную сумму. Уставный капитал монополии состоит из 23,673 млрд акций номиналом в 5 рублей. По сегодняшнему курсу это всего лишь $3,5 млрд. «Эмиссия ценных бумаг более чем в 10 раз больше существующего в природе количества акций невозможно по определению Миноритарные акционеры, который сейчас чуть менее половины в капитале «Газпрома» выдвинут сотни исков, причем не только в России, но и за рубежом. «Газпром» потратит больше средств на их разбирательство, чем нежели на выплату компенсации», — сетует замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Впрочем, рыночная капитализация «Газпрома» гораздо выше — около $100 млрд. В принципе, заявление о докапитализации могли означать и конечную стоимость новой эмиссии на фондовом рынке. «Однако и это повергается сомнению, — полагает Сергей Пикин. — заявленный объем докапитализации в $55 млрд все равно вдвое превышает нынешнюю рыночную стоимость газовой монополии. Миниритарные акционеры в любом случае будут недовольны, что выразится в судебных процессах. Поэтому государству необходимо очень трезво продумать способ финансирования «Газпрома» без возможных последствий в судебных инстанциях», — отмечает Сергей Пикин.

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 10.06.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики