Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как это было (видео)

Как это было (видео)

ВЕДУЩАЯ: Сотрудничество России и Украины в газовой отрасли напоминает сериал с плохим сценарием. Главная сюжетная линия не меняется — Украина постоянно требует снижения цены и не платит.

ВЕДУЩИЙ: И длится этот сериал с 1993 года, и когда нужно Украина выступает независимым государством, а когда нужно, соседом на постсоветском пространстве, требуя к себе особого подхода. Виталий Втулкин расскажет подробнее.

КОР: Утром деньги — вечером стулья. Киев, кажется, никогда не понимал эту простую рыночную истину. Если вспомнить историю вопроса, так он был в долгах всегда. То есть последние 20 лет. Наиболее острыми прежде были кризисы 2006 и 2009. Последний получился особенно затяжным. Тогда Украина, говоря языком экономики, отбирала газ из транзитных труб и подземных хранилищ. Воровала, чего уж там. «Газпром», естественно, задвижку закрыл.

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора института стран СНГ: — Слишком большое искушение шантажировать Россию вот этим транспортным потоком в Европу, для того чтобы выторговать себе льготы на стоимость газа.

КОР: Насчет украинской надежности вопросов чисто технических было, да и остается много. Газотранспортная сеть страны изношена примерно наполовину. Ее КПД, по подсчетам экспертов, где-то на уровне 21 процента. Какая уж тут надежность. Но Киев тогда твердил и твердил: все исправим, все починим, станем идеальным транзитером, как только будем в Евросоюзе. При этом, миллиардных долгов «Газпрому» будто не было. А политический след во всей истории не особо и маскировать пытались.

Алексей МИЛЛЕР, председатель правления ОАО «Газпром»: — У нас складывается впечатление, что на Украине есть политические силы, которые очень заинтересованы в том, чтобы между нашими двумя странами был газовый конфликт.

КОР: Перемирие все же заключили 19 января, подписали контракты на поставку российского газа Украине. Киев получил 20-процентную скидку, по сути, в обмен на гарантии бесперебойного обеспечения европейцев. Оба соглашения — сроком на 10 лет. Позже, при Януковиче, Юлию Тимошенко, которая приезжала в Москву договариваться, обвинят во всех газовых грехах, осудят и даже посадят. А от той самой прописанной в контрактах цены — 450 долларов за тысячу кубометров — Киев до сих пор открещивается как может.

Игорь ЮШКОВ, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности: — Те люди, которые подписывали договор 2009 года, сейчас находятся у управления ТЭК Украины. То есть, соответственно это и Продан, который сейчас вел переговоры трехсторонние в Брюсселе и потом в Киеве. Это фактически подтверждает легитимность и действие этого контракта. То есть, почему вы хотите его пересмотреть, ведь сами же его и подписывали.

КОР: Потом были харьковские соглашения, которые негласно назовут «флот в обмен на газ». Но уже через год Янукович выдвигает новые условия. Он не хочет покупать весь прописанный в контракте газ. Вроде как слишком много его. Надо Украине, оказывается, в 2 раза меньше. Но главный принцип контракта «бери или плати» никто не отменял. То есть, условно, можно только раз откусить от яблока, но деньги все равно придется отдать за целое. А Киев так не хотел. Время шло, долги росли.

Дмитрий АБЗАЛОВ, президент центра стратегических коммуникаций: — Украинские конфликты показывают, что Киев до конца не выработал свою энергетическую позицию, энергетическую политику в отношении газа. Он очень часто сиюминутно использует те или иные инструменты, не до конца понимая, какая должна быть долгосрочная политика. Украина, играя в короткую, естественно ввязываясь в конфликты, выражаясь простыми словами, угробила энергетическую систему.

КОР: Игры на газовой трубе, казалось, должны были прекратиться в декабре прошлого года, когда Киеву сделали настоящий подарок. В Москве президенты подписывают соглашение, по которому газовая цена для Украины падает до небывалых никогда прежде 268,5 долларов за тысячу кубов. И вот, сначала вооруженный захват власти, затем новые хозяева Украины, теперь с избранным президентомПорошенко, пытаются диктовать. Долги не признают, обвиняют Россию в эскалации кризиса. Так Киев называет законное желание поставщиков получить деньги за уже поставленный по контракту товар. И требует компромисса. Под ним, видимо, следует понимать нежелание отдавать долги в полном объеме и в срок. Не дождались, в общем, своего компромисса. Теперь получите, распишитесь. Утром деньги — вечером стулья.

Авторы: Виталий ВТУЛКИН, Елена КАЛИНИНА, Владислав МАТУСОВ

Источник: Пятый канал, 16.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики