Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польский противогаз

Польский противогаз

Варшава предлагает ЕС создать энергетический союз, чтобы снизить зависимость от РФ

Россия категорически против централизованной продажи Евросоюзу газа и нефти. Об этом в четверг, 19 июня, заявил министр энергетики РФ Александр Новак, выступая на 21-м Мировом нефтяном конгрессе.

«Чтобы избежать возможности прямых партнерских отношений между Россией и европейскими странами, предлагаются такие нерыночные варианты, которые напоминают прошлое советской экономки», – сказал Новак.

Напомним: идею создания единого европейского института для централизованной закупки в России нефти и газа активно продвигает Польша. Еще в марте, на фоне событий вокруг Крыма, польский премьер Дональд Туск предложил снизить энергозависимость Европы от РФ – а для этого совместно закупать газ для стран Евросоюза. Позднее в статье, опубликованной в газете Financial Times, Туск предложил создать общеевропейский энергетический союз, который уменьшил бы зависимость стран ЕС от поставок газа и нефти из России. Премьер отметил, что сейчас Россия, как основной поставщик газа в ЕС, имеет возможность диктовать цены на экспортируемое сырье и его объемы.

В Москве на инициативу Туска отреагировали резко. 3 июня, в ходе конференции «Экспорт и повышение надежности поставок газа в Европу», зампред правления «Газпрома» и глава «Газпром экспорта» Александр Медведев заявил: «Господин Туск – политик, который довольно много сделал для развития наших отношений. Вдруг ни с того ни сего, что называется, с дуба рухнул. Я многое могу рассказать, почему эта идея глупая…».

Но в Европе, похоже, глупой идею не считают. 27 июня, на саммите Европейского совета в Брюсселе, предложение Дональда Туска о создании энергетического союза рассмотрят главы государств и правительств стран ЕС. Об этом в минувшую среду, 18 июня, сообщил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.

Сумеет ли ЕС создать единый нефтегазовый рынок, и чем грозит это России? 

– Единый европейский энергетический рынок – старая идея Еврокомиссии, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Но при ее реализации возникают принципиальные проблемы. В настоящее время Еврокомиссия отвечает только за то, как внутри Европы строятся газопроводы, и как функционирует внутренний рынок энергоносителей. Комиссия определяет нормы рынка – их описывает Третий энергопакет. Но при этом Европейская комиссия формально не имеет прав на ведение международных переговоров о заключении новых контрактов и пересмотре старых. Все это – по крайней мере, сейчас – прерогатива стран-членов ЕС и компаний, которые работают на энергетическом рынке.

Однако Еврокомиссия в последнее время активно пытается получить функции международного переговорщика. Идея, что в ЕС должен быть единый энергетический рынок, принадлежит именно Еврокомиссии. В теории, это позволит ей выступить в роли монополиста-покупателя, создать конкуренцию между поставщиками, и добиться для ЕС наилучших условий при заключении контрактов.

Хочу подчеркнуть: для реализации этого плана у Еврокомиссии нет юридических оснований, но она пытается сделать это путем политического давления.

«СП»: – Это успешная тактика?

– Вполне – как видно на примере Болгарии и «Южного потока». София, напомню, подписала с РФ межправительственное соглашение о строительстве трубопровода, национальные компании – соглашения о поставках газа. Формально Европейская комиссия не имела права в эти договоренности влезать. Она могла бы – уже после завершения строительства – регулировать функционирование газопровода по правилам Третьего энергопакета. Тем не менее, путем политического давления на руководство Болгарии, комиссия добилась, чтобы София заморозила стройку до тех пор, пока Россия не договориться с ЕК.

Еврокомиссия успешно ставит палки в колеса и газопроводу OPAL на территории Германии. Она не мешала его строить, но потом выдвинула ограничение: «Газпром» может использовать OPAL только на 50%, вопреки решению немцев позволить российской компании загрузить газопровод на 100%.

«СП»: – Зачем Еврокомиссия это делает?

– Для ЕК принципиально показать, что именно она принимает ключевые решения в энергетической сфере, и пока с ней не договорятся, «Газпром» не сможет реализовывать проекты в Европе. Де-факто, Европейская комиссия постепенно забирает в свои руки права ведения международных переговоров о поставках газа.

«СП»: – Какие проблемы это создает России?

– Мы поставляем газ в различные европейские страны по различной цене. Цена зависит от кучи факторов, начиная от объемов поставок и заканчивая наличием у страны-покупателя совместных предприятий с РФ. При определении цены учитывается, кроме того, есть ли конкуренты у «Газпрома» на национальном рынке, ведет ли страна-покупатель собственную добычу газа.

Если Еврокомиссия получит право устанавливать единую цену для стран-членов ЕС, будет крайне сложно понять, на основе чего ЕК ее определяет. В итоге, не исключено, что Еврокомиссия будет вести газовые переговоры, как это делает нынешнее украинское правительство: мы хотим цену в 268,5 долларов за тысячу кубометров – и точка. Естественно, Россию такая перспектива напрягает.

«СП»: – Удастся ли Еврокомиссии создать единый энергорынок?

– Это зависит от того, насколько крупнейшие европейские страны и национальные энергетические компании согласятся поделиться полномочиями с Еврокомиссией. Пока они таким желанием не горят. Скажем, та же Германия сейчас покупает российский газ по самой низкой цене среди стран-членов ЕС. Немцам мы делаем скидку за объемы поставок, и за наличие германо-российских совместных предприятий. Понятно, ФРГ не в восторге от того, что придется повысить расценки на газ для немецких потребителей ради того, чтобы снизить расценки в какой-нибудь Македонии.

Думаю, в данной ситуации наша надежда – только на немцев. С точки зрения Еврокомиссии, «Газпром» не авторитет, и его следует всячески гнобить. Но немцам это не на руку, а Германия – ведущая экономика ЕС.

Кроме того, сейчас, на фоне кризиса, в Европе все отчетливее видят, что Еврокомиссия зачастую не отстаивает интересы европейцев, а занимает проамериканскую позицию. Например, в отношении России: требует введения экономических санкций, разрыва контрактов, хотя это грозит европейцам миллиардными убытками. Спонсировать политические амбиции Еврокомиссии, которые являются продолжением амбиций США, европейский бизнес не готов.

На мой взгляд, единый энергетический рынок – яркий пример, когда экономика сильно противоречит политике. Тут надо либо европейскую экономику развалить, либо политику изменить. Я все-таки надеюсь, что экономика одержит верх над политикой… 

– Создание единого закупочного центра ЕС в энергетической сфере противоречит правилам свободного рынка, – уверен глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Кроме того, для реализации этой идеи европейским покупателям придется расторгать уже заключенные долгосрочные контракты. Такой шаг чреват не только штрафными санкциями со стороны «Газпрома», но и риском перебоев с поставками. Поэтому, я полагаю, реализовать идею Туска в ближайшей перспективе едва ли удастся.

Европейцы, продвигая идею централизации в сфере энергетики, считают, что в новом формате энергетическая безопасность Евросоюза будет выше. Однако, на мой взгляд, нет никаких гарантий, что если Европа будет закупать газ централизованно, его цена упадет. Отдельные европейские страны от такой централизации точно потеряют.

Проблема в том, что Еврокомиссия ориентирована на Вашингтон, и старается создать как можно больше бюрократических барьеров для реализации российских проектов на территории Евросоюза. Инициатива Туска – производная от такой политики – значительно ухудшит условия кооперации России со странами Старого Света… 

– Единый энергорынок усложнит России ведение переговоров и реализацию проектов в ЕС, – убежден заместитель руководителя центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. – Он, безусловно, является инструментом давления на Россию. Но, с другой стороны, от такого давления пострадают и сами европейцы. Потребность в энергоносителях в Евросоюзе растет, собственная добыча падает, импорт необходимо увеличивать. Если в таких условиях не будут реализовываться новые проекты, уже через несколько лет Европа столкнется с энергетическим кризисом. Получается, единый энергорынок – ловушка не только для России, но и для ЕС…

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 19.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики