Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приватизация газопровода без участия России дорого обойдется Украине

Приватизация газопровода без участия России дорого обойдется Украине

«Газпром» не даст гарантий загрузки украинской ГТС в случае вхождения в ее капитал компаний Европы и США

Европейские и американские компании по экономическим причинам могут не принять предложение Украины войти в состав акционеров газотранспортной системы (ГТС) этой страны. По мнению советника главы «Газпром экспорта» Андрея Конопляника, из-за крайне низкого кредитного рейтинга Украины и самого «Нафтогаза Украины» стоимость заемных средств для будущей акционерной компании окажется весьма высокой, что снижает коммерческую привлекательность для проекта из-за неопределенности сроков его окупаемости. А в случае отсутствия гарантий загрузки этой трубы «Газпромом», по словам заместителя директора Фонда национальной безопасности РФ Алексея Гривача, и вовсе делает его бессмысленным. В результате планы Украины приватизировать часть своей газотранспортной системы без учета интересов российской стороны могут способствовать ускорению строительства и запуска «Южного потока», а также сильному сокращению транзитных потоков газа «Газпрома» через Украину.

Верховная рада Украины отправила на доработку правительственный законопроект о реформировании «Нафтогаза Украины», согласно которому появляется возможность создания совместных предприятий по управлению единой газотранспортной системой страны, а также по управлению подземными газовыми хранилищами Украины. В проекте предусмотрено, что в таких предприятиях доля украинского государства должна составлять не менее 51%, при этом учредителями компаний могут выступать и юридические лица, которые «принадлежат или контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества».

Предложение по участию России в подобном консорциуме в Минэнерго РФ страны не поступало, официально сообщили «Известиям» в ведомстве. Представитель Минэнерго добавил, что переговоры о возможном совместном участии в консорциуме по эксплуатации украинской ГТС длились несколько лет, но были прерваны: Минэнерго направляло проект межправительственного соглашения по этому вопросу в адрес Украины еще в 2011 году, но ответ так и не был получен. Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов на звонки не отвечал.

По мнению официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, судьба украинской газотранспортной системы не может решаться без российского участия, поскольку доля российского газа в транзитных поставках в Европу очень солидная

— В принципе, без российского фактора украинская ГТС, особенно в том ее виде, в котором мы наблюдаем сейчас, вряд ли кому-то будет нужна, — добавил он. 

Павел Завальный, президент Российского газового общества и заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы РФ пояснил «Известиям», что влиять на процесс акционирования системы газопроводов Украины Россия не может и не будет.

— Это суверенное право Украины на своей территории акционировать свою газотранспортную систему. Они не приглашают в этот проект Россию, хотя мы еще несколько лет назад предлагали создать трехсторонний консорциум в этой области. Но на сегодняшний день участие России в этом проекте противоречило бы действию Третьего энергопакета, который сегодня намерена соблюдать Украина из-за подписания Энергетической хартии с Евросоюзом. По ее условиям, добывающие сырье компании не имеют право входить в состав акционеров системы его транспортировки даже в миноритарных долях.

Для России перспектива акционирования ГТС со стороны компаний ЕС и США грозит замещением в этой системе части объемов российского газа, предназначенного для экспорта в Европу, собственным украинским газом, который предполагается добывать впоследствии на условиях СРП с иностранными партнерами. Речь идет в том числе о сланцевом газе. Это приведет к снижению энергозависимости ЕС от российского газа, но увеличит ее зависимость от США (поскольку в таких проектах участвуют американские компании). Но это перспектива среднесрочная, которая может разбиться об экологические риски добычи сланцевого газа. «Южный поток» будет мешать этим планам, и Америка продолжит давление на Европу для замораживания строительства «Южного потока» и его введения в эксплуатацию, — сказал депутат. 

Андрей Коноплянник, советник главы «Газпром экспорта» заметил, что будущие акционеры ГТС Украины будут нести огромные финансовые затраты как на ее модернизацию, так и на обустройство работы единого оператора транспортировки газа по своей территории в рамках Третьего энергопакета. 

— Это может привести к тому, что они попытаются переложить часть этого бремени на «Газпром» как непосредственного участника прокачки газа по системе через рост транспортных тарифов, — считает Андрей Коноплянник. — Такой шаг может отпугнуть «Газпром» от продолжения поставок газа через Украину в текущем объеме и простимулировать разблокирование альтернативных маршрутов: трубопроводов Opal и «Ямал–Европа», а также ускоренное строительство «Южного потока» и интенсификацию переговоров по его беспрепятственному введению в строй. 

При этом европейские и американские компании могут не согласиться войти в украинский консорциум, поскольку окупаемость проекта пока под вопросом, и она не будет краткосрочной. Сейчас очень велика угроза прерывания транзита газа через Украину. Это всего лишь один из факторов, который способствует удорожанию кредитов для будущего консорциума. 

— В числе других факторов роста стоимости заемных средств — низкий кредитный рейтинг Украины и самого «Нафтогаза». Кроме того, по правилам Третьего энергопакета, «Нафтогаз» придется разделить на добывающую и транспортную компании, переписав между новыми структурами долговую нагрузку нынешней компании. Это делает проект единого оператора газотранспортной системы неопределенным и рискованным, что также не способствует выдаче ему дешевых кредитов. Всё это только играет на руку  альтернативному российскому трубопроводу по прокачке газа в Европу в обход Украины — «Южному потоку», привлекательность использования которого растет с каждым дополнительным риском, возникающим для транзита газа через Украину, — пояснил Коноплянник «Известиям».

Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что акционирование ГТС не сулит рисков «Южному потоку», ведь для того, чтобы в ГТС пришли акционеры, нужны гарантии загрузки этой трубы. И такие гарантии может дать только «Газпром», а делать он это не собирается.

— Попытки заблокировать «Южный поток» продолжаются на всем протяжении реализации проекта. Но они не приведут к тому, чтобы транзитный поток по украинской ГТС сохранился в прежнем объеме. Игнорирование интересов России Украиной может в итоге привести лишь к тому, что транзитный поток газа в Европу будет нарушен, что совсем не в интересах ни Европы, ни самой Украины, — уверяет он.

Пока же Украина в лице своего министра энергетики Юрия Продана заверяет Еврокомиссию, что сделает всё, для бесперебойного транзита российского газа в Европу, даже несмотря на введение системы предоплаты. 

Автор: Людмила Подобедова

Источник: Известия, 20.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики