Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод за три моря

Газопровод за три моря

Россия вполне может отказаться от поставок голубого топлива в Европу, переключившись на Индию и Китай

Индия попытается убедить Россию продлить строящийся в Китай газопровод «Сила Сибири» до своей границы. Об этом пишет «Газета.ру», ссылаясь на The Financial Express. Скорей всего, данный вопрос будет обсуждаться индийской стороной с Москвой и Пекином во время саммита БРИКС в июле, а также во время визита президента России Владимира Путина в Индию в этом же году. Во время недавнего Мирового нефтяного конгресса в Москве индийский министр нефти и газа Дхармендра Прадхан обсуждал возможность продления газопровода с российским министром энергетики Александром Новаком, утверждает The Financial Express.

Переговорный процесс, видимо, подстегнули сообщения о том, что «Газпром» уже в августе сварит первый стык труб газопровода «Сила Сибири», по которому будут осуществляться поставки газа в Китай. Суммарное население Индии и Китая составляет более 2,5 миллиардов человек. Конечно, снабжать газом, а, значит, включить в сферу своего экономического влияния почти 40 процентов населения планеты - перспектива довольно заманчивая.

Однако, отвечает ли на самом деле интересам нашей страны подобный проект?

- Если отвлечься от коммерческой стороны вопроса (здесь нужна предварительная детальная проработка), с точки зрения геополитической подобный газопровод отвечает интересам России, - считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. - Да, отношения Индии и Китая не безоблачны, между ними существует определённое недоверие. Но, тем не менее, Россия, Индия и Китай – члены БРИКС. Между нашими странами есть определённый уровень взаимопонимания.

Ещё в 2005 году Китай и Индия подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. Пока говорить о соперничестве этих стран в Индийском океане не приходится. Это, видимо, вопрос далёко будущего.

«СП»: - Существуют также территориальные претензии Индии на Тибет. Не получится ли, что российский газопровод в Индию через какое-то время может стать «заложником» в отношениях между Китаем и Индией?

- Проблема Тибета остро в индийско-китайских отношениях сейчас не стоит. Новое руководство Индии настроено вполне прагматично. Всё это говорит о том, что вполне этот проект отвечает интересам, как Индии, так и России. Поскольку появляется достаточно серьёзная экономическая основа под развитием сотрудничества между нашими странами. Не секрет, что объём товарооборота между Россией и Индией невелик – что-то около 12 миллиардов долларов. Для сравнения – товарооборот между Россией и Китаем в прошлом году составил почти 80 миллиардов долларов.

Газопровод в Индии создаст некоторую положительную взаимозависимость между нашими странами. Возрастёт интерес к укреплению сотрудничества в других сферах. До сих пор наши страны больше были интересны друг другу по политическим, а не по экономическим соображениям. Правда, Индия ещё закупала наше оружие.

Надо не забывать, что в наше время газ – стратегический товар. Продукт с очень большим, так сказать, геополитическим содержанием. В плане укрепления государственных связей он сегодня играет ту же роль, которую играли железные дороги в конце 19 века.

Я думаю, что Россия могла бы согласиться и пойти на строительство этого газопровода. Тем более, что отношения России с Европой в энергетической сфере весьма неопределённы. Велика вероятность, что присутствие России на этом рынке будет сокращаться. И, судя по всему, американцы приложат все усилия, чтобы вытеснить «Газпром» из Европы.

Россия, в принципе, поступает правильно, пытаясь расширить поставки газа, а с ними и своё геополитическое влияние в разных регионах мира. В частности, есть планы строительства газопровода в Южную Корею.

- В принципе идея газопровода в Индию интересна, - считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Чем более будут диверсифицированы поставки российского газа, тем лучше. Другое дело, что дьявол кроется в деталях. Пока сложно сказать насколько «индийский проект» может быть воплощён на практике.

- Проблема в том, что Индия очень далеко, и я сомневаюсь в целесообразности тянуть туда газопровод, - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Притом, что аппетиты Китая на потребление углеводородов растут очень быстро. «Поднебесная» в состоянии купить весь газ, который Россия сможет предложить. В 2010 году потребление природного газа в Китае составляло 107 миллиардов кубометров. А в 2013 – 167 миллиардов. По прогнозам китайских экспертов, в 2020 году их страна будет потреблять уже 420 миллиардов кубометров голубого топлива.

Институт энергетических исследований РАН делает более скромные, но тоже многообещающие прогнозы. По их расчётам, в 2020 году Китай будет потреблять 365 миллиардов кубометров газа. А в 2030 – уже 587 миллиардов.

При этом власти пока говорят о том, что мы будем поставлять в Китай 38 миллиардов кубометров голубого топлива. И лишь в перспективе намечено удвоение объёмов. Как видите, мы далеки даже от того, чтобы покрыть потребности китайского рынка, не говоря уже об индийском.

Тем не менее, Индия тоже быстрорастущий рынок и её потребности в газе будут увеличиваться. Индийцы не скрывают, что им нужно много топлива. И российская сторона готова идти навстречу.

«СП»: - В чём это проявляется?

- Пока, насколько мне известно, ставка делается на то, чтобы поставлять в Индию сжиженный природный газ (СПГ). Поставки уже идут, как с Дальнего Востока, так и с Балтики. Рано или поздно начнётся добыча газа на месторождении Штокман в Баренцевом море. И оттуда тоже пойдёт газ. То есть, объёмы продаж СПГ будут увеличиваться.

Надо понимать, что для Индии наиболее перспективный вариант в будущем – получать газ из Ирана. Эта страна занимает второе место по запасам природного газа в мире. Но из-за санкций Запада возможности Ирана добывать голубое топливо крайне ограничены. В относительно небольших объёмах иранский газ поставляется только в Турцию. Уже больше 10 лет обсуждается проект строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия. Главная проблема тут – напряжённые отношения между Пакистаном и Индией. С другой стороны, Индия и Китай тоже далеко не друзья. Поэтому информация о том, что Дели хочет получать российский газ через Китай весьма неожиданная. Нельзя исключать, что это просто некоторый дружелюбный жест в сторону России.

Кстати, и проект газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан- Пакистан-Индия) вот уже 10 лет остаётся без движения в силу понятных политических проблем на этом маршруте.

Более перспективным представляется совместная добыча газа на территории самой Индии. Российские специалисту ищут запасы углеводородов на территории этой страны. Правда, пока успехов поиски не имели.

«СП»: - Может быть, трубопровод в Индию позволит нам в будущем сделать Китай более сговорчивым в вопросах цены на этот энергоресурс?

- Теоретически такой проект возможен. И даже, не исключено, он окупится. Но, учитывая политическую нестабильность в этих регионах, проще завозить сжиженный газ танкерами в страну, где много океанских портов.

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 25.06.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики