Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина форсирует реверс

Украина форсирует реверс

На фоне прекращения поставок российского газа Киев вновь просит Брюссель оказать давление на Словакию для организации реверса с использованием транзитных газопроводов. Украина подчеркивает, что ситуация, при которой вопрос реверса контролирует «Газпром», не соответствует Третьему энергопакету. До сих пор Еврокомиссия прохладно относилась к идее большого реверса, но может изменить подход, чтобы подтолкнуть урегулирование газового конфликта России и Украины.

Вчера еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер провел очередные переговоры с главой Минэнерго Украины Юрием Проданом. Министр пытался убедить Еврокомиссию вернуться к обсуждению реверса газа из Словакии с использованием транзитных газопроводов. Как уточнил «Ъ» сам Юрий Продан, в конце апреля Еврокомиссия, «Укртрансгаз» и словацкий газотранспортный оператор Eustream подписали меморандум об организации так называемого малого реверса мощностью до 8 млрд кубометров в год, при этом вариант большого реверса (до 30 млрд кубометров) значится в документе как перспективный.

Малый реверс подразумевает достройку отдельного маломощного газопровода из словацких Воян в украинский Ужгород, которую предполагается завершить к октябрю, на первоначальном этапе объем поставок не превысит 2,2 млрд кубометров в год. Украина настаивает на большом реверсе с использованием одной из четырех труб, по которым в Словакию из Украины идет транзитом российский газ. В апреле Гюнтер Эттингер констатировал, что транзитный контракт между Eustream и «Газпром экспортом» не позволяет Словакии организовать большой реверс без разрешения России. В Киеве считают, что условия контракта идут вразрез с требованиями европейского законодательства, ограничивая доступ третьих лиц к газотранспортным мощностям. В Еврокомиссии это не комментируют. Вчера Гюнтер Эттингер в отношении реверса сказал лишь, что «с сегодняшнего дня экспертные группы приступают к работе над важными техническими вопросами и изучением существующих возможностей». Следующая встреча по этому вопросу между представителями Украины и ЕК состоится на следующей неделе.

Реверс газа из Словакии может оказаться для Киева гораздо выгоднее, чем покупка газа у «Газпрома» по предложенной им цене в $385 за 1 тыс. кубометров. Спотовые цены в Европе на фоне летнего падения потребления опустились ниже $260 — таким образом, даже с учетом затрат на транспортировку Украина могла бы получать реверсный газ примерно по $300. Как пояснил «Ъ» источник, знакомый с позицией украинской стороны, активный объем подземных хранилищ (32 млрд кубометров) сейчас превосходит годовое потребление импортного газа, то есть Киев мог бы в перспективе обеспечить большую часть своих потребностей только за счет реверсных поставок в период низких цен в Европе. Хотя ликвидность самих европейских газовых бирж недостаточна для покупки таких объемов, Украина могла бы покупать газ у европейских компаний, в долгосрочных контрактах которых как минимум часть газа индексируется по споту. Собеседник «Ъ» добавляет, что в ситуации, когда Брюссель крайне озабочен проблемой заполнения украинских хранилищ на зиму, он может приложить серьезные усилия для открытия большого реверса.

У Еврокомиссии есть правовые рычаги для изменения словацкого контракта «Газпрома». Страна имплементировала Третий энергопакет, и Брюссель может потребовать у местных регуляторов пересмотреть соглашение. Но, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ, даже если Киев сумеет организовать большой реверс из Словакии без формального согласия «Газпрома», у монополии останутся рычаги влияния на ситуацию. Так, она может, не нарушая контрактов с теми европейскими компаниями, которые захотят продавать газ на Украину, не выполнять в полном объеме их заявки, чтобы снизить объем свободного газа для реверса. В то же время, считает собеседник «Ъ» в «Нафтогазе», Еврокомиссия, которая продолжает рассматривать антимонопольное дело против «Газпрома», может расценить такое поведение компании как ограничение конкуренции.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 26.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики