Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина форсирует реверс

Украина форсирует реверс

На фоне прекращения поставок российского газа Киев вновь просит Брюссель оказать давление на Словакию для организации реверса с использованием транзитных газопроводов. Украина подчеркивает, что ситуация, при которой вопрос реверса контролирует «Газпром», не соответствует Третьему энергопакету. До сих пор Еврокомиссия прохладно относилась к идее большого реверса, но может изменить подход, чтобы подтолкнуть урегулирование газового конфликта России и Украины.

Вчера еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер провел очередные переговоры с главой Минэнерго Украины Юрием Проданом. Министр пытался убедить Еврокомиссию вернуться к обсуждению реверса газа из Словакии с использованием транзитных газопроводов. Как уточнил «Ъ» сам Юрий Продан, в конце апреля Еврокомиссия, «Укртрансгаз» и словацкий газотранспортный оператор Eustream подписали меморандум об организации так называемого малого реверса мощностью до 8 млрд кубометров в год, при этом вариант большого реверса (до 30 млрд кубометров) значится в документе как перспективный.

Малый реверс подразумевает достройку отдельного маломощного газопровода из словацких Воян в украинский Ужгород, которую предполагается завершить к октябрю, на первоначальном этапе объем поставок не превысит 2,2 млрд кубометров в год. Украина настаивает на большом реверсе с использованием одной из четырех труб, по которым в Словакию из Украины идет транзитом российский газ. В апреле Гюнтер Эттингер констатировал, что транзитный контракт между Eustream и «Газпром экспортом» не позволяет Словакии организовать большой реверс без разрешения России. В Киеве считают, что условия контракта идут вразрез с требованиями европейского законодательства, ограничивая доступ третьих лиц к газотранспортным мощностям. В Еврокомиссии это не комментируют. Вчера Гюнтер Эттингер в отношении реверса сказал лишь, что «с сегодняшнего дня экспертные группы приступают к работе над важными техническими вопросами и изучением существующих возможностей». Следующая встреча по этому вопросу между представителями Украины и ЕК состоится на следующей неделе.

Реверс газа из Словакии может оказаться для Киева гораздо выгоднее, чем покупка газа у «Газпрома» по предложенной им цене в $385 за 1 тыс. кубометров. Спотовые цены в Европе на фоне летнего падения потребления опустились ниже $260 — таким образом, даже с учетом затрат на транспортировку Украина могла бы получать реверсный газ примерно по $300. Как пояснил «Ъ» источник, знакомый с позицией украинской стороны, активный объем подземных хранилищ (32 млрд кубометров) сейчас превосходит годовое потребление импортного газа, то есть Киев мог бы в перспективе обеспечить большую часть своих потребностей только за счет реверсных поставок в период низких цен в Европе. Хотя ликвидность самих европейских газовых бирж недостаточна для покупки таких объемов, Украина могла бы покупать газ у европейских компаний, в долгосрочных контрактах которых как минимум часть газа индексируется по споту. Собеседник «Ъ» добавляет, что в ситуации, когда Брюссель крайне озабочен проблемой заполнения украинских хранилищ на зиму, он может приложить серьезные усилия для открытия большого реверса.

У Еврокомиссии есть правовые рычаги для изменения словацкого контракта «Газпрома». Страна имплементировала Третий энергопакет, и Брюссель может потребовать у местных регуляторов пересмотреть соглашение. Но, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ, даже если Киев сумеет организовать большой реверс из Словакии без формального согласия «Газпрома», у монополии останутся рычаги влияния на ситуацию. Так, она может, не нарушая контрактов с теми европейскими компаниями, которые захотят продавать газ на Украину, не выполнять в полном объеме их заявки, чтобы снизить объем свободного газа для реверса. В то же время, считает собеседник «Ъ» в «Нафтогазе», Еврокомиссия, которая продолжает рассматривать антимонопольное дело против «Газпрома», может расценить такое поведение компании как ограничение конкуренции.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 26.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики