Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджет наполнится газом

Бюджет наполнится газом

Минфин собирается вернуть акциз на газ, поставляемый «Газпромом» в Турцию по «Голубому потоку». С 2015 г. компания сможет дополнительно отдавать государству около 40 млрд руб. в год

Для увеличения доходов бюджета в 2015 г. Минфин планирует ввести акциз на газ, поставляемый «Газпромом» в Турцию по газопроводу «Голубой поток», заявил министр финансов Антон Силуанов (его цитировал «Прайм»). «Он [газ по “Голубому потоку”] сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», — сказал министр. Он пояснил, что речи о росте цены на газ для Турции не идет: «Это чисто фискальные меры». По его словам, акциз станет приносить в бюджет около 40 млрд руб. ежегодно. Его введут с 2015 г., он составит 26%, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Газопровод «Голубой поток» по дну Черного моря из России в Турцию мощностью 16 млрд куб. м газа заработал в начале 2003 г. На его строительство было потрачено $3,2 млрд. На конец марта 2014 г. «Газпром» поставил в Турцию по «Голубому потоку» 100 млрд куб. м газа. Подводной частью трубы на паритетных началах владеют «Газпром» и итальянская Eni. «Газпром» ежегодно поставляет в Турцию около 27 млрд куб. м газа, из них по «Голубому потоку» — 14 млрд куб. м. В прошлом году Турция покупала газ по $380 за 1000 куб. м, сообщал «Интерфакс». Таким образом, за газ из «Голубого потока» она платит около $5,3 млрд. Чтобы получилось 40 млрд руб. ($1,2 млрд), акциз должен составить $84, или 22% от цены, подсчитал портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Для «Газпрома» это сопоставимо с потерей около 2% EBITDA в год (в 2013 г. — $55 млрд), это негативно для компании, отмечает он.

С другой стороны, «Газпром» сумел сохранить налоговые льготы для «Голубого потока» почти до последнего срока их действия. По межправительственному соглашению между Россией и Турцией газ, идущий по «Голубому потоку», не облагается налогами на период окупаемости проекта, но не дольше чем до 2016 г. А Минфин еще в 2011 г. пытался ввести 30%-ную экспортную пошлину на газ, идущий по «Голубому потоку». Взамен министерство предлагало снизить для «Газпрома» налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Но в результате льготы для газопровода сохранили, хотя НДПИ для «Газпрома» был повышен. Чтобы ввести пошлину, требовались изменения в межправсоглашение, но внести их не удалось, объяснял тогдашний министр финансов Алексей Кудрин.

На момент запуска «Голубого потока» в России действовали 26%-ный акциз на газ и 5%-ная экспортная пошлина. С 2004 г. акцизы убрали, а экспортная пошлина была увеличена до 30%. «По соглашению с Турцией пошлина отменяется навсегда, но сохраняется акциз. И несмотря на то что в России для газа акцизы больше не применяются, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Поэтому для турецких поставок акциз можно восстановить», — объясняет чиновник финансово-экономического блока правительства.

Возврат акциза для «Газпрома» все равно лучше, чем пошлины. С пошлиной ему пришлось бы платить больше, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Особенно с учетом планов увеличить поставки по «Голубому потоку» до 19 млрд куб. м. В конце апреля детально изучить возможность увеличения поставок по «Голубому потоку» договорились зампред правления «Газпрома» Александр Медведев и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. Но тогда Йылдыз сказал, что о росте поставок можно говорить лишь при снижении цены.

Авторы: Михаил Серов, Маргарита Папченкова

Источник: Ведомости, 02.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики