Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджет наполнится газом

Бюджет наполнится газом

Минфин собирается вернуть акциз на газ, поставляемый «Газпромом» в Турцию по «Голубому потоку». С 2015 г. компания сможет дополнительно отдавать государству около 40 млрд руб. в год

Для увеличения доходов бюджета в 2015 г. Минфин планирует ввести акциз на газ, поставляемый «Газпромом» в Турцию по газопроводу «Голубой поток», заявил министр финансов Антон Силуанов (его цитировал «Прайм»). «Он [газ по “Голубому потоку”] сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», — сказал министр. Он пояснил, что речи о росте цены на газ для Турции не идет: «Это чисто фискальные меры». По его словам, акциз станет приносить в бюджет около 40 млрд руб. ежегодно. Его введут с 2015 г., он составит 26%, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Газопровод «Голубой поток» по дну Черного моря из России в Турцию мощностью 16 млрд куб. м газа заработал в начале 2003 г. На его строительство было потрачено $3,2 млрд. На конец марта 2014 г. «Газпром» поставил в Турцию по «Голубому потоку» 100 млрд куб. м газа. Подводной частью трубы на паритетных началах владеют «Газпром» и итальянская Eni. «Газпром» ежегодно поставляет в Турцию около 27 млрд куб. м газа, из них по «Голубому потоку» — 14 млрд куб. м. В прошлом году Турция покупала газ по $380 за 1000 куб. м, сообщал «Интерфакс». Таким образом, за газ из «Голубого потока» она платит около $5,3 млрд. Чтобы получилось 40 млрд руб. ($1,2 млрд), акциз должен составить $84, или 22% от цены, подсчитал портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Для «Газпрома» это сопоставимо с потерей около 2% EBITDA в год (в 2013 г. — $55 млрд), это негативно для компании, отмечает он.

С другой стороны, «Газпром» сумел сохранить налоговые льготы для «Голубого потока» почти до последнего срока их действия. По межправительственному соглашению между Россией и Турцией газ, идущий по «Голубому потоку», не облагается налогами на период окупаемости проекта, но не дольше чем до 2016 г. А Минфин еще в 2011 г. пытался ввести 30%-ную экспортную пошлину на газ, идущий по «Голубому потоку». Взамен министерство предлагало снизить для «Газпрома» налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Но в результате льготы для газопровода сохранили, хотя НДПИ для «Газпрома» был повышен. Чтобы ввести пошлину, требовались изменения в межправсоглашение, но внести их не удалось, объяснял тогдашний министр финансов Алексей Кудрин.

На момент запуска «Голубого потока» в России действовали 26%-ный акциз на газ и 5%-ная экспортная пошлина. С 2004 г. акцизы убрали, а экспортная пошлина была увеличена до 30%. «По соглашению с Турцией пошлина отменяется навсегда, но сохраняется акциз. И несмотря на то что в России для газа акцизы больше не применяются, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Поэтому для турецких поставок акциз можно восстановить», — объясняет чиновник финансово-экономического блока правительства.

Возврат акциза для «Газпрома» все равно лучше, чем пошлины. С пошлиной ему пришлось бы платить больше, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Особенно с учетом планов увеличить поставки по «Голубому потоку» до 19 млрд куб. м. В конце апреля детально изучить возможность увеличения поставок по «Голубому потоку» договорились зампред правления «Газпрома» Александр Медведев и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. Но тогда Йылдыз сказал, что о росте поставок можно говорить лишь при снижении цены.

Авторы: Михаил Серов, Маргарита Папченкова

Источник: Ведомости, 02.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики