Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Торговля ответственностью

Торговля ответственностью

Киев демонстративно запрещает России становиться акционером газовой трубы Украины. Он хочет сдать ее в аренду европейским или американским инвесторам в надежде переложить на них ответственность за транзит газа. Однако ни ЕС, ни тем более США гарантировать поставки газа через Украину не могут. Это подвластно только Газпрому.

Представители России не могут стать акционерами газотранспортной системы (ГТС) Украины, заявил глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. «О россиянах мы не говорим», – сказал он.

Напомним, что в прошедшую пятницу Рада одобрила в первом чтении законопроект, который позволяет Украине выделить из Нафтогаза газопровод и подземные газовые хранилища как два отдельных бизнеса и передать их в управление двум новым созданным операторам (АО). По 49% акций в каждой новой компании, одна из которых займется управлением ГТС, а вторая – управлением ПХГ Украины, разрешено отдать американским и европейским инвесторам. Остальные 51% в каждом операторе останутся в госсобственности. Это значит, что Украина предлагает сдать свои ГТС и ПХГ в аренду инвесторам из ЕС и США.

Как говорит Коболев, «в проекте закона есть четкий критерий соответствия Третьему энергетическому пакету». Соответствие Третьему энергопакету означает, что Украина не может сдать ГТС или ПХГ в аренду энергетическим компаниям, которые занимаются добычей, поставкой или закупкой газа. По европейским законам, поставщики или потребители газа управлять ГТС не могут.

Поэтому Киев сможет предложить управление своими активами только независимым компаниям, например инвестбанку или страховой компании и т. п., объясняет газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Перекладывают ответственность

Интересно, что Киев планирует отдать ГТС в аренду европейцам, чтобы «они (европейцы) гарантировали Украине транзит газа». Таким образом Киев самонадеянно хочет снять с себя ответственность за транзит и переложить ее на европейских покупателей.

«Сейчас европейцы получают от Газпрома российский газ на границе с Украиной или на территории самой Европы. Для того, чтобы переложить ответственность за транзит на европейского покупателя, этот покупатель должен закупать российский газ на границе с Россией», – объясняет Алексей Гривач.

С одной стороны, такое решение может быть даже на руку России. Потому что, когда Украина начнет воровать газ из транзитной трубы, Газпрома это уже никак не будет касаться. Он отдал газ на российско-украинской границе, а то, что часть газа потерялась по украинской дороге и не дошла до Европы, будет уже не его зоной ответственности. Брюсселю придется решать этот вопрос тет-а-тет с Киевом. И Европа больше не посмеет обвинять Газпром из-за действий Украины в ненадежности.

С другой стороны, европейцы просто так не захотят брать на себя лишнюю ответственность и будут требовать от России скидок на газ. Предложение Киева  потребует пересмотра всей контрактной базы: и транзитного соглашения между Газпромом и Нафтогазом от 2009 года, и газовых долгосрочных соглашений Газпрома с европейскими покупателями. «Ни один покупатель не захочет пересматривать контракт без уступок. Зачем европейцам бесплатно брать на себя дополнительные риски, связанные с Украиной?» – говорит Гривач.

Украинская труба никому не нужна

Россия раньше действительно неоднократно предлагала стать инвестором украинской ГТС, в том числе в консорциуме с Европой и Украиной. Однако с тех пор много воды утекло. Теперь рассчитывать на российских инвесторов Киеву было бы просто глупо.

«Украина может делать со своей ГТС все что угодно, – заявил недавно зампредправления Газпрома Александр Медведев. – Но не надо забывать, что ее возраст – более 35 лет, а инвестиций для ее поддержания в рабочем состоянии не осуществляется. У нас после реализации «Южного потока» потребности в использовании ГТС Украины практически не останется». Поэтому потенциальный переход ГТС Украины в третьи руки никак не отразится на Газпроме, подчеркнул он.

ЕС, да и США, украинская газовая инфраструктура тоже не нужна без российского газа.  «Сегодня магистральными газопроводами (Украины) пользуется только российский Газпром. В подземных хранилищах газ хранит только Украина. Как можно говорить о рыночной привлекательности этих объектов для европейских или американских компаний, если ими никто не пользуется, кроме России и Украины?» – удивляется член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

Неудивительно, что европейские компании пока не давали Киеву никаких конкретных обещаний по поводу инвестиций в украинскую газотранспортную систему. В этом на днях признался сам глава Нафтогаза. По его словам, позиция европейцев такова: «Сначала примите закон – потом мы начнем процедуры. Нам интересно, но сначала примите закон, что это можно делать».

Но российские и украинские нефтегазовые эксперты сомневаются, что США и ЕС решатся инвестировать в украинскую ГТС даже после принятия закона.

«Чтобы инвесторы пришли, нужно гарантировать наличие загрузки системы. Если не будет транзита, то ни о каких инвестициях и модернизации речи быть не может. Гарантировать этот транзит может только Газпром», – говорит Алексей Гривач. «Похоже, что в правительстве (Украины) не понимают, что ни один инвестор из ЕС и тем более из США не способен гарантировать или даже увеличить транзит газа через территорию Украины. Ведь для этого придется в любом случае договариваться с Россией. Нетрудно прогнозировать, что после того, как в законопроекте показательно в список инвесторов не включили Россию, в будущем Украину может ожидать еще не одна «газовая война», – считает Корольчук.

Газпром же в ноябре этого года, как и планировалось, начнет прокладку трубы по Черному морю с выходом на территории Болгарии. Когда к «Северному потоку» прибавится «Южный», Украина как транзитер России будет практически не нужна. Это делает бессмысленными вложения инвесторов в трубу, которую уже 35 лет никто не ремонтировал. Собственно, поэтому Еврокомиссия и пытается остановить строительство обходного газопровода путем давления на европейские страны – участники проекта «Южный поток». Потому что серьезных аргументов против «Южного потока» у ЕК фактически нет.

Разделение украинского Нафтогаза на добывающую и газотранспортную компании не решит проблем монополии, считают аналитики рейтингового агентства Fitch, оценившие предложенную модель реформы. Во-первых, процесс разделения Нафтогаза затянется. Во-вторых, «выделение стабильного дохода от транзита из компании, которая займется добычей газа, приведет к созданию двух компаний с более слабыми операционными показателями», считают эксперты Fitch.

Наконец, предложение Украины по сдаче в аренду магистральных газопроводов и подземных хранилищ невыгодно ей самой. «Нафтогаз Украины» находится в плачевном финансовом состоянии. «Это означает, что правительство будет предлагать арендовать компаниям ЕС и США проблемную, дефицитную, убыточную компанию, которая по уши в долгах. В таком случае Украина сможет рассчитывать на заниженную цену аренды, которая будет в разы ниже, чем аналогичные цены в ЕС», – говорит Корольчук.

По его словам, только дефицит бюджета Нафтогаза составит в 2014 году около 6–7 млрд долларов. А еще надо платить по кредитам. Кредитный портфель Нафтогаза уже перевалил за отметку в 9 млрд долларов. С кредитами, которые выделены на погашение долга за газ перед Россией, эта сумма возрастет до 11 млрд долларов, посчитал украинский эксперт.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 07.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики