Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ледяной просчет

Ледяной просчет

Государственная поддержка проектов «Ямал СПГ» и «Приразломное» неэффективна и убыточна, а чистые выгоды от их реализации для общества сомнительны: к такому выводу пришли эксперты, обсуждавшие результаты исследования консалтинговой компании Sigra Group и Международного института устойчивого развития. В нем впервые предпринята попытка оценить экономическую целесообразность бюджетного субсидирования добычи нефти и газа на арктическом шельфе России.

Исследование «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России. Роль субсидирования в развитии проектов „Ямал СПГ“ и „Приразломное“» стало очередным этапом независимой оценки господдержки добычи, производства и потребления ископаемого топлива в рамках международных обязательств РФ, ставших частью Энергетической стратегии РФ до 2030 года и Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года (см. вставку). В 2012 году аналитики Международного института устойчивого развития, основываясь на методологии ОЭСР и соглашениях по субсидиям и компенсационным мерам ВТО, выявили 30 каналов бюджетной поддержки нефтегазовой отрасли. Количественная оценка представлена по 17 из них и составляла $14,4 млрд в 2010 году (23% всех расходов федерального бюджета), тогда как лишь $1,1 млрд из нее направлялось на увеличение эффективности добычи (см. «Ъ» от 20 февраля 2012 года).

В этот раз исследователи «спустились» до уровня конкретных проектов, чтобы проанализировать целесообразность их субсидирования с учетом выгод и издержек для общества. По сути, соответствующие оценки должны делать чиновники еще до принятия фактического решения о господдержке коммерческих проектов. «Исследование касается не столько эффективности самих проектов, сколько эффективности принятия решений»,- уточнил на презентации доклада в ИМЭМО РАН его соавтор Ларс Петтер Лунден из Sigra Group.

Основываясь на открытых данных компаний, результаты модели RusTax (она разработана при поддержке Норвежского совета по исследованиям, аналитики Sigra Group использовали ее для оценки господдержки в Норвегии и США) показали (см. таблицу): «в мире без фискальной политики», где проект освобожден от налогов и субсидий, «Ямал СПГ» оказался бы экономически жизнеспособным. Если же не учитывать расходы государства на строительство сопутствующей инфраструктуры ($5,75 млрд), проект оказался бы убыточным.

Проект «Приразломное» в таком сценарии оказался бы экономически целесообразным вне зависимости от того, какой год при расчетах был принят за базовый — 2002-й, когда проект был запущен, или 2013-й, когда государство начало предоставлять ему поддержку. В условиях же стандартного режима налогообложения нефтегазовых проектов в РФ «Ямал-СПГ» не оказался бы экономически выгодным независимо от расходов на инфраструктуру. «Приразломное» же, если брать за базу 2002 год, оказывается нецелесообразным. Если за основу расчетов брать 2013 год, то проект становится экономически привлекательным для «Газпрома» и без субсидий. «К тому времени капитальные затраты уже были понесены. Экономическая теория постулирует: понесенные затраты должны рассматриваться как невозвратные и не должны учитываться при принятии решений… Полученные проектом налоговые льготы скорее напоминают подарок от государства в $16,5 млрд (без дисконтирования), нежели меры по совершенствованию налогового законодательства»,- считают авторы доклада.

Анализ выгод и издержек от реализации арктических нефтегазовых проектов для общества продемонстрировал, что наличие первых в чистом виде как минимум сомнительно. Доля государства в чистом денежном потоке «Ямал СПГ» составляет 24%, а чистая дисконтированная стоимость налоговых поступлений — $4,35 млрд, что не покрывает $5,75 млрд потраченных государством на строительство инфраструктуры. Запуска других проектов, которые могли бы окупить эти издержки без дополнительных вливаний из бюджета не предполагается. Чистая приведенная стоимость поступлений от «Приразломного» — $22,34 млрд, а доля государства в денежном потоке — 53% (в Норвегии — порядка 78%). На пике занятости оба проекта создали 9,5 тыс. рабочих мест, однако «значительная доля поставщиков, особенно для „Ямал-СПГ“,- иностранные компании», и ожидать значительного мультипликативного эффекта для местных экономик от реализации проектов сложно. Вместе с тем они несут существенные экологические риски, в случае реализации которых основная часть затрат ляжет на государство и местные сообщества.

В результате аналитики делают вывод, что оба проекта после уплаты налогов были бы убыточны при действующей в РФ системе налогообложения (когда облагается не прибыль, а доход), но «исправляющие» налоговые льготы и другие меры господдержки не следуют системным критериям, а применяются к «статусным» проектам. «Статусность же определяется на основе соображений, которые не всегда ясно заявлены. Хотя правительство оставляет за собой право выбора проектов-фаворитов, нет гарантии, что из поля зрения не выпадают другие проекты, которые могли бы принести больший доход российскому государству»,- удивляются авторы доклада. «Для Минфина благо, что нефтяники и газовики идут таким путем, а не единым фронтом к Владимиру Путину с требованиями изменить кривой режим налогообложения. Мы все прекрасно понимаем, почему господину Тимченко (владелец Volga Group Геннадий Тимченко.- „Ъ“) предоставляются льготы. У нас частные проекты находятся в неплохой ситуации, если акционеры знакомы известно с кем»,- пояснил им суть политики «статусности» президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Российские эксперты на презентации доклада 3 июля в целом поддержали выводы исследования. «Дискуссия выявила провал экономической политики и еще раз указала на низкое качество госуправления и институтов»,- заключил руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Категорически с оценками не согласился советник генерального директора ООО «Газпром нефть шельф» Александр Мандель, сославшись на «мультипликативный эффект» поддержки,- но количественных оценок не приводил.

Автор: Алексей Шаповалов

Источник: Коммерсантъ-Online, 08.07.2014 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики