Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сырьевое проклятье и театр

Сырьевое проклятье и театр

Что делать странам, у которых нефть есть, а институтов нет? Все консервировать и строить институты — а потом возвращаться к добыче?

Есть в Бразилии город Манаус. Примерно сто лет назад он являлся центром производства каучука. Местная элита купалась в деньгах и даже пыталась построить подобие европейского города — роскошные особняки, оперный театр из завезенных из Cтарого Света материалов. В городе появился трамвай. Затем из-за конкуренции с британскими колониями, а потом и появления синтетического каучука производство в Бразилии резко пошло на спад. Бизнес рухнул. Сегодня Манаус представляет собой совершенно депрессивный город. Старые особняки пришли в негодность. Окна их забиты кирпичом, на крышах растут ветвистые деревья. К чемпионату мира лишь удалось привести некоторые здания в порядок, включая и оперный театр. Также городу достался новый красивый стадион с неясной судьбой и реконструированный аэропорт.

Манаус на первый взгляд — отличный кейс для любителей теории ресурсного проклятья. Каучук мешал развитию иной экономики. И когда цены на каучук пошли на спад, все рухнуло. Вот вам и приговор сырьевой экономике. Однако есть один вопрос. С тех пор прошло сто лет. Давно уже должны быть извлечены всевозможные уроки и создана диверсифицированная экономика. Ничего этого в реальности нет.

Да, сто лет город проедал остатки каучукового наследия. Но созданная тогда инфраструктура еще как-то существует и позволяет даже принимать туристов, прибывающих для путешествий в джунгли Амазонки. Разрушенные особняки на фоне бетонных коробок оставляют мрачное впечатление. Но современную экономику в таких местах не построишь, хоть трижды обзаводись хорошими институтами.

А теперь вернемся к нашим реалиям. США обогнали Россию и Саудовскую Аравию по суточному объему производства нефти. А ведь уже не один год нам рассказывают истории про то, как это стыдно и несовременно — добывать углеводороды. А вот в США так не считают. Мы же продолжаем исходить из постулата о том, что чем меньше производит нефтегазовый комплекс, тем лучше. Возьмите хотя бы последние дискуссии про переход на новый стимулирующий принцип налогообложения нефтяников. Минфин предлагает либо режим точечных льгот, который заведомо порочен, либо эксперимент длиною в 15-20 лет. Но лучше особо не утруждать размышлениями, а просто повысить налоговую нагрузку на отрасль через так называемый налоговый маневр, да и делов.

Да, мы слышали про то, что добывать углеводороды дозволено лишь странам с хорошими политическими институтами. Но как же эти институты появились в сырьевых странах? Те же США являются пионерами нефтяного бизнеса, а первая нефтяная скважина была пробурена там за несколько лет до начала гражданской войны. И что делать странам, у которых нефть есть, а институтов нет? Все консервировать и строить институты — а потом возвращаться к добыче? В Бразилии вот хороших институтов до сих пор не построили. Но если бы на Амазонке не добывали каучук и ждали хороших институтов, там бы сегодня не было даже оперного театра. Да и самого Манауса, скорее всего, вообще бы не было.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 15.07.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики