Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегаз России готовится к изменениям. Прогнозы развития отечественной нефтегазовой отрасли в 2008 году

Нефтегаз России готовится к изменениям. Прогнозы развития отечественной нефтегазовой отрасли в 2008 году

Чтобы оценить перспективы развития  нефтегазовой отрасли в краткосрочной перспективе, необходимо как минимум иметь объективное представление о  предыдущих результатах работы недропользователей.  Минувший год в целом можно оценить  как вполне удачный для российского нефтегаза, хотя факторы, повлиявшие на развитие отрасли, оказались довольно противоречивы по своему воздействию.

Безусловно, главным внешним фактором, определявшим развитие нефтегазовой  отрасли России в 2007 г., явилась ситуация  с ценами на нефть. С января по декабрь  2007 г. цены на основные сорта нефти выросли более чем в 1,5 раза, и к началу  2008 г. было очевидно, что преодоление  «психологической отметки» в 100 долларов за баррель не за горами.  На рост цен одновременно влияли экономические и политические факторы

Первые проявились во все более ощутимом  разрыве между спросом и предложением  на мировом нефтегазовом рынке. ОПЕК в  своих прогнозах на 2007 г. исходил из того,  что мировой спрос на нефть, по сравнению  с 2006 г., вырастет на 1,52% (или на 1,28  млн баррелей в день) и составит 85,75 млн  баррелей ежесуточно. Эта динамика сохраняется как минимум с 2005 года. При этом,  по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), рост мирового потребления нефти в 2008 г. должен превысить объемы поставок даже в случае  частичного уменьшения объема спроса в  первом полугодии.

Преобладание спроса над предложением  в нефтегазовом секторе во многом обусловлено увеличившимися аппетитами стран  Азиатского-Тихоокеанского региона на фоне  постепенного истощения разведанных месторождений. Все меньше становится месторождений с легкоизвлекаемой нефтью, в  свою очередь это не позволяет резко нарастить добычу и удлиняет сроки окупаемости  проектов. Нефтяные компании должны быть  уверены в сохранении высоких цен на нефть  в среднесрочной перспективе, чтобы начать  разработку новых месторождений.

Политика также оказывает серьезнейшее влияние на мировые цены на нефть.  Превышение спроса над предложением на  мировом нефтегазовом рынке вызвало к  жизни истерию и пессимистичные прогнозы об угрозе «ресурсного голода» и усилении такого фактора внешней политики,  как «энергозависимость» государства. Ответственность за «ресурсный голод человечества» в первую очередь возлагается на  стремительно богатеющие страны – производители энергоресурсов. Особое значение  это имеет для России, у которой не освоены богатые месторождения на востоке  территории. Неспособность России вывести на рынок новые месторождения позволяет завистникам обвинять ее в сознательном сокрытии энергетических богатств с  целью стимулирования ресурсного голода.  Истерия оказала и продолжает оказывать  стимулирующее воздействие на дальнейшее удорожание энергоносителей. 

Важные тенденции

Основные ожидания в 2008 г. связаны с  решимостью властей произвести слияние  крупных госкорпораций в единый суперхолдинг или сохранить четыре базовые государственные компании («Роснефть»,  «Газпром», «Транснефть» и «Газпром нефть»). Оба решения имеют положительный  и отрицательный потенциал.

Создание  единого суперхолдинга позволило бы эффективнее решать задачи внешней политики, поскольку такая структура имеет все  шансы выйти на первое место в мире по  уровню капитализации (причем, в отличие от китайских «фондовых пузырей»,  вытесняющих американские корпорации,  это лидерство будет базироваться на уникальной ресурсной базе, ценность которой  возрастает по мере обострения ресурсного  голода).  Ожидается, что позиции частных вертикально интегрированных нефтяных компаний будут ухудшаться, поэтому передача их  активов госкорпорациям весьма и весьма  вероятна.

Кроме того, очень скоро тенденция к национализации в секторе сменится  стремлением к приватизации. Первые признаки уже налицо – достаточно вспомнить  либерализацию рынка акций Газпрома и  IPO Роснефти. На сегодняшний день полной картины состава акционеров этих двух  госкомпаний вообще не существует. Более  того, госкомпании наращивают свой долг,  что впоследствии станет аргументом для  доказательства необходимости их частичной приватизации. Собственно, Роснефть  уже заговорила о втором IPO как способе  борьбы с долгом, превысившим отметку в  27 млрд долларов.

Второй стратегически важный для дальнейшего развития отрасли вопрос – сохранять ли европейскую ориентацию или же  начать переориентирование на Китай. Пока все говорит о том, что преобладает западный вектор. Но это вовсе не означает,  что направление развития не может измениться. Уровень роста добычи углеводородов в России не позволяет сегодня государству сохранить объем поставок в  направлении Европы и дополнительно начать серьезный экспорт в КНР. Ожидать  радикального изменения ситуации в добычном сегменте России в 2008 г. еще рано.  Наоборот, государственные потребности в  увеличении социальных расходов могут  привести к усилению фискальной нагрузки на нефтегазовый сектор экономики. Это  делает проблему выбора между Китаем и  Западом еще более актуальной. 

На рынок Китая – через трубу

КНР является стратегически важным  партнером для компании «Роснефть», рассчитывающей на немалые бюджетные  средства на реализацию альтернативного  проекта нового экспортного канала. Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО)  мощностью 80 млн т нефти в год не только  выгодно Роснефти, располагающей довольно обширными активами в Восточной  Сибири и нуждающейся в рынке сбыта для  добываемого там сырья, но и является необходимостью, обусловленной обязанностями по возврату Китаю средств, в свое  время заимствованных на покупку активов  ЮКОСа.

На данный момент единственной возможностью осуществления экспортных поставок в Китай является железнодорожная  перевозка, существенно повышающая себестоимость транспортировки. В результате  этого Роснефть, и без того связанная фиксированной на уровне 2004 г. ценой экспортируемой в Китай нефти, с каждым годом теряет все больше еще и за счет постоянного  повышения тарифов на железнодорожные  перевозки.  Осенью 2007 г., после очередного повышения тарифов, Роснефть попыталась  компенсировать свои затраты за счет увеличения цены нефти для Китая и даже  пригрозила односторонним расторжением  договора на осуществление поставок до  2010 г. в случае отказа китайского партнера от принятия новых условий. Компания  начала плавное уменьшение экспорта в  Китай, объем которого за 10 месяцев  2007 г. снизился на 10% по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года  и составил чуть более 11 млн тонн.  Тем не менее на полный разрыв отношений с китайскими потребителями Роснефть пойти не может, поскольку заинтересована в растущем рынке сбыта и обладает  потенциалом по его монополизации.

Роснефть в наибольшей степени интересует строительство ответвления до Дацина, поскольку финансируется оно китайской стороной. По существующему  графику строительства первый участок  нефтепровода должен быть сдан к 1 ноября  2008 г. Строительство ответвления в Китай  также планируется завершить в рамках  первой очереди, однако продвигается оно  медленнее, чем хотелось бы. К тому же  проект встречает сопротивление со стороны руководства РЖД, не желающего терять крупного клиента в лице Роснефти.  Чтобы компенсировать отсрочку ввода  в эксплуатацию ВСТО и подстраховаться  от дальнейшего роста расходов на железнодорожные перевозки, Роснефть переориентировала часть экспортируемой в  Китай нефти на казахский трубопровод.  По итогам двусторонних переговоров в  конце ноября 2007 г. был подписан протокол по транзиту казахстанской и российской нефти на 2008 г. В рамках этого протокола впервые начнется транзит российской нефти через территорию Казахстана в  Китай в объеме до 5 млн т в год, что позволит Роснефти снизить затраты на транспортировку, а Казахстану – хотя бы частично заполнить трубопровод Атасу.

Очевидно, что в 2008 г. продолжатся  усилия компании по дальнейшему переводу поставок на трубопроводную систему и  скорейшему завершению строительства  ВСТО, что позволило бы соединить месторождения Западной и Восточной Сибири с  портами Приморского края России, обеспечив тем самым выход Роснефти на рынки Китая. 

Конкуренция проектов

Необходимо признать, что успехи, достигнутые российскими компаниями в  2007 г., относительны и дались не так просто, как, может быть, того бы хотелось. Нельзя сбрасывать со счетов негативное  внешнее воздействие со стороны партнеров по рынку, в первую очередь это касается старой Европы.

В минувшем году европейцы были настроены в отношении  России очень критично и проявили намерение диверсифицировать поставки энергоресурсов и принять более жесткую тональность в диалоге с Российской  Федерацией.  Трубопроводные войны с Европой стимулировали проектные работы по подготовке строительства трубопроводов для  поставок среднеазиатского газа и нефти в  страны Европы и Азии.  Например, в противовес стратегически важному для России трубопроводу  «Бургас – Александруполис» при мощной поддержке США активно развивался  проект «Баку – Тбилиси – Джейхан».  Кроме того, Италия, Румыния, Сербия,  Хорватия и Словения подписали соглашение о строительстве нового трубопровода от порта Констанца в Румынии до  Триеста в Италии.  Прикаспийскому проекту экспорта туркменского газа противопоставили Транскаспийский проект, дающий возможность наладить поставки из Туркмении через  территорию Турции в обход России, а  также проект Nabucco. В значительной  степени благодаря Польше и Украине  вновь воскрешен не вполне экономически  оправданный проект нефтепровода «Одесса – Броды», который пока используется в  реверсном режиме и заполняется российской нефтью.  Реализация этих проектов в перспективе грозит России существенным ухудшением позиций и уже сейчас становится  предметом торга со странами-транзитерами, стремящимися получить наиболее выгодные условия поставок нефти и газа при  поддержке и России, и США, и Европы,  при этом одновременно создав альтернативные системы транспортировки углеводородов на растущий рынок Китая.  Но даже в случае реализации части конкурирующих экспортных проектов Россия  по-прежнему останется одним из крупнейших в мире поставщиков углеводородов.  Это гарантирует высокую привлекательность российского рынка нефти и газа для  европейских инвесторов. 

«Углеводородного  дефолта» пока не будет

Как ни покажется это странным на первый взгляд, ближайшие перспективы развития российского нефтегаза в определенной мере зависят от результатов  предстоящих осенью 2008 г. выборов президента США. Существует теория, согласно которой республиканцы всегда играют  на дорогой нефти и дешевых деньгах, в то  время как демократы, наоборот, – на дешевой нефти и дорогих деньгах. Поэтому если в Белом доме появится представитель  Демократической партии, цены на нефть  могут пойти вниз. Это может полностью  поломать сценарий развития российского  нефтегазового комплекса, поскольку российскими недропользователями вероятность падения цен абсолютно не принимается в расчет. Хотя, возможно, такой  «ценовой оптимизм» и оправдан.

Дело в  том, что график динамики мировых цен на  нефть за последние десятилетия не подтверждает абсолютной справедливости  «американской» теории.  Кроме того, известно, что основные  нефтяные трейдеры завязаны на США.  Можно сказать, что президентская администрация Соединенных Штатов играет  ключевую роль в определении мировых  цен на нефть и не стесняется использовать  их как оружие против потенциального  международного конкурента – Китая. Экономика Поднебесной может не выдержать  удорожания энергоресурсов, в то время  как США имеют больший потенциал прочности. К тому же близкие к республиканской администрации крупные нефтяные  компании довольно эффективно зарабатывают на дорожающей нефти.  Все эти политические и экономические  резоны позволяют предположить, что высокими цены на нефть останутся еще довольно продолжительное время, а Россия пока может чувствовать себя спокойно –  «углеводородный дефолт» ей не грозит. 

Шельф не освоить в одиночку

Может быть, российская элита и рада  бы усилить свои позиции в нефтегазовом  комплексе, но сегодня даже мечтать о  полной самостоятельности преждевременно. Большинство российских компаний в современных условиях не желают,  да и не могут, из-за отсутствия необходимых технологий осуществлять самостоятельную добычу полезных ископаемых  на всех распределенных участках.

По мере естественного исчерпания легкоизвлекаемых запасов углеводородов ресурсный центр нефтегазовой отрасли России  смещается в регионы с более сложными  для добычи условиями, неосвоенные и  необустроенные, например, в Восточную  Сибирь, европейский север, тундру и на  шельф.  Кстати, именно шельфовые зоны в Баренцевом, Карском и Охотском морях являются наиболее перспективными зонами  добычи нефти и газа в России на сегодняшний день. При этом около 85% всех шельфовых месторождений России находятся в  арктическом секторе, где высокая толщина  льда и айсберги усложняют и без того рискованные подводные буровые работы и сильно увеличивают их стоимость. При бурении скважин на дне моря по сравнению с  материковыми работами затраты возрастают в 9-10 раз. По предварительным оценкам, в среднем на проведение разведочного  бурения в арктической шельфовой зоне  потребуется от 50 до 100 млн долларов  ежегодно.  Буровые работы на шельфе предполагают строительство береговой и транспортной инфраструктур, а это требует  дополнительных капиталовложений.  Правительство России пытается наладить производство ледостойких платформ, но пока попытки переориентации  судостроительных предприятий и части  промышленного оборонного комплекса  на обслуживание шельфовых буровых работ не привели к желаемым результатам.  Дотирование дорогостоящего производства оборудования силами российских  предприятий становится невыгодным в условиях долгосрочной окупаемости шельфовой добычи углеводородов. Поэтому так  очевидно, что предоставление иностранным компаниям права на участие в разработке шельфовых месторождений России  во многом лишь вопрос времени. 

Не упустить пальму первенства

Еще одной важнейшей стратегической  задачей для российского нефтегазового  комплекса станет закрепление главенствующего положения России как основного оператора и отчасти потребителя дешевых энергоресурсов стран СНГ.  Азиатские страны Содружества располагают значительными запасами углеводородов, но не имеют достаточных возможностей для осуществления прямого  экспорта своего сырья на обширные рынки Европы, Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этой связи первостепенным вопросом  становится замыкание всей сети энергопоставок стран постсоветского пространства на российской труботранспортной системе за счет создания новых экспортных  каналов, безальтернативных как для поставщиков, так и для потребителей.  В условиях разворачивающейся борьбы  импортеров за перехват транзита углеводородов стран СНГ в торге с Россией за повышение цен на поставляемое сырье дополнительные козыри получают такие страны, как  Казахстан, Туркменистан, Узбекистан.  Сегодня Россия является безальтернативным экспортным каналом для осуществления поставок нефти и газа из  азиатских стран СНГ. Но если учесть  скорость строительства трубопроводов в  России и отсутствие четкой экспортной  политики у стран-поставщиков, также  активно стремящихся к расширению  рынков сбыта своего сырья, становится  ясно, что эта преференция, впрочем, как  и многие из упоминавшихся выше, для  России временна и необходимо максимально эффективно использовать этот  карт-бланш для дальнейшей монополизации экспорта углеводородов в интересах государства. 

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: Экономика и ТЭК сегодня, №6, май 2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики