Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «При правильной мобилизации ресурсов это можно будет пережить»

«При правильной мобилизации ресурсов это можно будет пережить»

По данным социологов, тревога россиян в связи с вводимыми против РФ санкциями Запада постепенно уменьшается. Ранее, когда их только планировалось ввести, ими были обеспокоены более 50% опрошенных. Вопрос: «Неприятность эту мы переживем?»

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), вице-президент РСПП:

«Надо сконцентрироваться — сконцентрируемся»

— Секторальные санкции — это, конечно, плохо, это тяжело. Но на примере Ирана становится совершенно понятно, что мы их переживем. Вопрос заключается только в том, а что же мы получим взамен такого вот «учения»?

У нас сейчас структурный и циклический кризис. Структурный заключается в том, что наша экономика, которую за «тучные» годы так и не сумели сделать хотя бы немного независимой от нефти и газа, не стала диверсифицированной. А циклический кризис заключается собственно в кризисе мировом, который по нам тоже больно ударил.

Так что двойной кризис, плюс санкции — это, конечно, много, это больно, и это будет чувствоваться. Но страна у нас большая, и при правильной мобилизации ресурсов это можно будет пережить.

И мы, конечно, это переживем. Надо сконцентрироваться — сконцентрируемся. Но ведь все вопросы можно было решить по-другому — дипломатическими способами, как это делает, скажем, турецкая республика Кипр…

Эти санкции сейчас будут сказываться именно на жизни простого человека. Будет рост всех цен, начнется падение рубля, отсутствие некоторых дорогостоящих лекарств, невозможность приобрести некоторые предметы первой необходимости даже на продовольственном рынке потому, что он на 70% состоял не из наших продуктов.
Как это преодолевать, как долго это будет длиться — это зависит в том числе и от нас. Как только находим разрешение в острой политической фазе кризиса — санкции прекращаются, и мы начинаем другую жизнь.

Европа плюс Америка — это 50% мирового ВВП. Россия — это 2% мирового ВВП. Ну, и кто же больше пострадает от санкций? Мы слабее, условно говоря, в 25 раз. Выводы каждый может делать сам.

Да, и у них тоже будут потери, это безусловно. Но они несопоставимы с теми потерями, которые они могут организовать нам…

Анатолий Вассерман, политический консультант:

«С давних времен США потребляют существенно больше, чем производят»

— Думаю, что в обозримом будущем нас ждут новые разногласия между Западной Европой и США. Это будет происходить просто потому, что Западная Европа хочет и сама жить благополучно, а не только кормить Америку.

Это западноевропейское желание не менее законно, чем североамериканское стремление выжить любой ценой, в том числе и ценой съедения всего, до чего они могут дотянуться.

Накопление разногласий между ЕС и Америкой доказывает то, что степень потребности США в подпитке извне приняла размах, не совместимый с жизнью тех, за чей счет американцы, собственно, и подпитываются.

С давних времен США потребляют существенно больше, чем производят. Но до поры до времени все с этим мирились, поскольку взамен получали от Америки что-нибудь, что считали полезным для себя.

Сейчас же становится уже вполне очевидным, что США столько требуют для себя от других, столько уже никто не может им дать.

Владимир Корнилов, политолог:

«… а ради ослабления именно России»

— На самом деле цель Вашингтона глобальнее: ослабить двух основных своих конкурентов: Россию и Европу потому, что вводимые санкции будут бить не в последнюю очередь и по Европейскому союзу.

Поэтому Россия должна сейчас бить во все колокола и доказывать той же Европе, что на самом деле стоит за всей этой информационной войной, объявленной Российской Федерации.

Весь этот конфликт на Украине затеяли не ради Украины, как мы понимаем, а ради ослабления именно России.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

«Можно обратиться к китайским компаниям»

— Что касается американских санкций, то они, безусловно, создают проблемы. Но и эти проблемы не носят витального характера. США бьют в первое слабое место российского нефтегаза — инвестиции.

Что ж, это неприятная история, но и не самая страшная, потому что в целом сейчас можно обратиться к китайским компаниям. Та же «Роснефть» имеет с ними прекрасные отношения. Понятно, что это обойдется дороже, а отлаженные схемы могут рухнуть. Но определенные варианты все равно есть.

Поэтому если оценивать то, что уже сделано, можно сказать, что ТЭК все равно сможет развиваться и в этих условиях.

Заметьте, первоначально ужесточением санкций против России грозили в случае ввода войск на Украину. Однако наших войск по-прежнему там нет, а третий пакет санкций уже вступил в силу. И это не что иное, как обычная месть за уязвленное самолюбие.

Россия показала, что в современной мировой политике можно принимать решения без оглядки на США. Вот этого они нам никак не могут простить. Так что американские санкции ничуть неудивительны.

США уже частично перешли к секторальным санкциям, ударив по банкам и по энергетическим компаниям. Хотя и адресность по-прежнему сохраняется. Что касается ЕС, то идея третьего круга санкций пока не пошла.

Из новшеств существенен только запрет на инвестиции в Крым, но никаких секторальных санкций там нет. Европейские санкции прошли мимо нефтегазового комплекса.

Крым создал такой прецедент, когда Россия фактически отказалась слушать США и показала, что сама способна принимать решения. Вот это действительно привело их в ярость. А то, что сейчас происходит некая история с якобы какой-то вооруженной поддержкой… Это действительно некое формальное основание для того, чтобы эти ввести санкции.

У меня нет никаких сомнений, что даже если Россия выполнит все условия, введет всех наблюдателей и т. п., то США по-прежнему будут заявлять, что только Россия виновата…

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

«Вашингтон с ревностью наблюдает…»

— Если ЕС введет экономические санкции, это будет иметь последствия для европейской экономики. Но Россия моментально реагировать не будет. А вот если здравый смысл и национальные интересы стран ЕС возобладают, то «украинский спектакль» США будет сорван.

Введение очередных санкций со стороны США совпало с успехом России в рамках БРИКС, возвращением на Кубу и подчеркнуло то, что Вашингтон с ревностью наблюдает за повышением уровня конкурентоспособности Москвы.

Биться в истерике по этому поводу США, судя по всему, будут в одиночку, так как ЕС пока не присоединился к санкциям против конкретных российских компаний, понимая, что политика — политикой, но рисковать своими торгово-экономическими отношениями с Россией всерьез не стоит.

Интегрированность российского бизнеса в европейский действительно велика и потеря рабочих мест для граждан ЕС — это непозволительная роскошь даже несмотря на некоторые обязательства перед Вашингтоном.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:

«Пострадают не столько российские, сколько американские и европейские компании»

— Сегодня формальным поводом для ужесточения санкций послужила ситуация на юго-востоке Украины, завтра найдут другой предлог, а послезавтра, когда поводов уже не останется, вновь вспомнят про Крым.

Когда санкции как инструмент давления перестанут играть роль, вступит в силу другая логика: санкции как инструмент наказания. То есть, определенный объем санкций будет в любом случае поддерживаться и реализовываться — если не по поводу Донбасса, то по поводу Крыма. А киевские «коллеги» в любом случае позаботятся, чтобы ситуация вокруг Крыма оставалась в фокусе внимания международного сообщества, то есть будут организовывать какие-то провокации.

Что ж, нам надо привыкать к новой реальности и понимать, что санкции в определенном объеме будут в любом случае. Но, вероятно, в объеме не запредельном. То есть не в таком варианте, когда отказываются от покупки газа и нефти, замораживают финансовые транзакции и т. п.

Нет, этого не будет, а вот в ограниченном варианте санкции будут все равно. Это будут довольно расплывчатые санкции, и это, с одной стороны, оставляет Америке простор для действий. А с другой — создает своеобразную подушку безопасности.

Ведь фактически от введенных ограничений пострадают не столько российские, сколько американские и европейские компании.

Автор: Александр Саргин

Источник: Аргументы недели, 29.07.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики