Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина хочет оспорить газовый транзит

Украина хочет оспорить газовый транзит

Украина, которая уже судится с «Газпромом» в арбитраже Стокгольма по контракту на поставку газа, готова оспорить в суде и контракт на транзит российского газа в Европу. «Нафтогаз Украины» предложил «Газпрому» пересмотреть контракт и, в частности, перенести пункты сдачи газа на российско-украинскую границу, повысить плату за транзит и ввести для «Газпрома» обязательства по прокачке. Эксперты полагают, что Киев использует политическую ситуацию для оказания максимального давления на «Газпром» и создает для себя возможность не исполнять транзитные обязательства.

«Нафтогаз Украины» в понедельник направил «Газпрому» предложения по пересмотру контракта на транзит газа, заявил глава украинской компании Андрей Коболев в эфире телеканала ICTV. Этот десятилетний контракт был заключен в январе 2009 года одновременно с контрактом на поставку газа, который Украина теперь оспаривает в Стокгольмском арбитраже.

По словам господина Коболева, в числе предложений и «внесение определенных изменений в методику учета газа — где он будет учитываться, как это будет контролироваться». Как пояснил «Ъ» источник в украинском Минэнерго, «Нафтогаз» предлагает перенести пункты сдачи газа с границы Украины с Европой на границу с РФ, введя там мониторинг с участием европейских и украинских экспертов. Сейчас все пункты сдачи газа «Газпрома» находятся в Европе, что ограничивает возможности по использованию украинской газотранспортной системы компаниями ЕС (предназначенный им российский газ, проходя через Украину, еще принадлежит «Газпрому»). Это также крайне осложняет для «Нафтогаза» организацию виртуального реверса газа из Европы.

По словам собеседника «Ъ», Киев также настаивает на введении в контракт принципа ship-or-pay («качай или плати»). Сейчас «Газпром» не обязан гарантировать объем прокачки, тогда как у «Нафтогаза» есть обязательства транспортировать ежегодно до 120 млрд куб. м газа. В последние годы объем транзита был значительно ниже (в 2013 году — 86 млрд куб. м) из-за падения спроса на газ в Европе и запуска в 2012 году газопровода Nord Stream. «Газпром» намерен ввести и газопровод South Stream, что даст возможность отказаться от транзита через Украину.

«Нафтогаз» также предлагает и повысить плату за транзит. По словам источников «Ъ», речь идет об изменении формулы с повышением платы примерно в полтора раза (в 2013 году — $3,8 на 1 тыс. куб. м на 100 км).

Сейчас Украина идет на втором месте по эффективности транспортировки после польского участка газопровода Ямал-Европа. Но цена газа для Украины (основной компонент формулы расчета транзитного тарифа) в последние годы постоянно росла вслед за ценами на нефть, хотя в 2010 и 2013 годах Киев получал скидки от России. В итоге это привело к тому, что в 2013 году украинский транзитный тариф был близок к уровню тарифа Nord Stream, хотя эффективность последнего маршрута подорвана его половинной загрузкой (см. таблицу).

Направив в «Газпром» свои предложения, «Нафтогаз» запустил предусмотренную контрактом процедуру устранения разногласий. В течение 20 дней стороны должны начать переговоры, если им не удастся найти решение за три месяца, они могут перевести спор в Стокгольмский арбитраж. Источник «Ъ» в украинском Минэнерго подтвердил, что «Нафтогаз» намерен обратиться в арбитраж, если «Газпром» не пойдет на уступки. «Газпром» и «Нафтогаз» отказались от комментариев.

Украине уже нечего терять в газовых отношениях с Россией и попытка пересмотреть контракт на транзит — это игра ва-банк, считает эксперт украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его мнению, основные надежды Украины связаны с позицией Еврокомиссии, которая, как считают в Киеве, в текущей политической обстановке убедит Россию пойти на уступки. В арбитраже «Нафтогазу» придется объяснять, почему такие кардинальные изменения предлагаются через пять лет после начала действия контракта, говорит замглавы ФНЭБ Алексей Гривач. Он не исключил, что «Нафтогаз», подвергая сомнению транзитный контракт, подводит основания для того, чтобы его не соблюдать и, в частности, отбирать транзитный газ.

Автор: Юрий Барсуков; Олег Гавриш, Киев

Источник: Коммерсантъ, 30.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики