Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский газ выдыхается

Европейский газ выдыхается

В среднесрочной перспективе добыча газа в Европе может упасть почти наполовину. Если Евросоюз не начнет разрабатывать нетрадиционные запасы газа, например «сланец», то ей не удастся снизить зависимость от «Газпрома». Европе может помочь Иран, который готов поставлять 35 млрд кубометров, но, по словам экспертов, один иранский газ не сможет повлиять на объемы поставок из России, которые в прошлом году превысили 160 млрд кубов.

Собственная добыча газа в Европе в ближайшие 12 лет сократится, по сравнению с 2013 годом, на 43% (на 70 млрд кубометров примерно до 90 млрд кубов). Такую оценку дает российский Фонд национальной энергетической безопасности на основе прогнозов национальных энергорегуляторов Евросоюза. Только за последние три года производство газа в Европе снизилось на 17% (34 млрд кубометров).

В 2013 году, правда, был зафиксирован незначительный рост (на 300 млн кубов больше, чем в 2012 году), что объясняется ростом добычи в Нидерландах и вступлением в ЕС Хорватии. Однако уже в 2015 году, по оценке ФНЭБ, в Евросоюзе будет добыто менее 150 млрд кубометров, к 2020 году добыча снизится до 115 млрд кубов, а еще через пять лет приблизится к 90 млрд кубометров. К падению в Великобритании, которая в середине 2000-х была ведущим производителем газа в ЕС , добавится значительное снижение добычи в Нидерландах.

Объемы снижения добычи на 70 млрд кубов сопоставимы с годовым потреблением Италии (один из крупнейших потребителей газа в Европе) и в 2,5 раза превышают поставки трубопроводного газа в ЕС из Алжира. На данный момент собственная добыча в ЕС обеспечивает около 35% потребления (для сравнения, поставки из России обеспечивают около 30%). Причем нетто-экспортеров газа в Европе осталось лишь два: Нидерланды и Дания.

Впрочем, ФНЭБ отмечает, что подобное падение добычи возможно при условии, что Европа не будет развивать производство нетрадиционного газа (например, сланцевого).

Пока в Евросоюзе двойственное отношение к идее добычи газа из сланца. С одной стороны, европейцы опасаются что метод добычи «сланца» (так называемый фрекинг, или гидравлический разрыв пласта) может нанести ущерб грунтовым водам. Дело в том, что при гидроразрыве пласта в землю закачивается жидкость, химические свойства которой могут нанести водам вред. Из-за этого от добычи «сланца» отказалась, например Германия. Правда, пока речь идет о моратории до 2021 года. Аналогичная ситуация складывается в Швеции. Главы 28 шведских муниципалитетов обратились к властям страны с требованием муниципального права на запрет добычи газа путем фрекинга. Противники «сланца» также указывают, что его добыча связана с эксплуатацией довольно больших территорий - сельскохозяйственных ареалов, на которых сейчас проживают люди.

Об опасности добычи сланцевого газа предупреждают и экологи. Всемирный фонд дикой природы (WWF) ранее отмечал, что применение технологии фрекинга чревато землетрясениями, что особенно опасно в густонаселенной Европе. Кстати, по данным американских ученых, по меньшей мере 20% землетрясений, зафиксированных в последние годы в штате Оклахома, вероятнее всего связаны именно с добычей сланцевого газа.

Еврокомиссия призывает не отказываться от сланцевого газа окончательно. Впрочем, как ранее отмечал еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, сланцевый газ сможет лишь на 10% закрыть потребности Европы.

Что касается уровня потребления газа в Европе через 12 лет, то, по словам замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, он в значительной степени будет зависеть от политики европейских властей. Дело в том, что сейчас в Евросоюзе активно развивается так называемая «зеленая» энергетика (энергия из возобновляемых источников, например, электростанции, работающие на энергии солнца или ветра), а кроме того, газовая генерация замещается более дешевой, но менее экологичной угольной.

«Возобновляемые источники энергии и угольная генерация смогут частично заместить выпадающую добычу газа, однако здесь все будет зависеть от политики властей Евросоюза, так как в настоящее время принят проект вывода из строя старых угольных станций», — комментирует Гривач. — В этой ситуации Европе может оказаться очень сложно снизить закупки российского газа, так как альтернативных газовых поставщиков сейчас фактически нет, и в среднесрочной перспективе они вряд ли появятся».

Поддержать Европу, частично заместив российский газ, может Иран, который в понедельник заявил, что готов поставлять свой газ по газопроводу Nabucco. По словам иранского замминистра нефти Али Маджеди, ряд стран Европы уже заинтересовались возможностью закупок газа из Ирана. Он может поступать через территорию Турции, Ирака, Сирии, кавказского региона, а также по Черному морю, но наиболее приемлемым является турецкий маршрут. Маджеди подчеркнул, что без иранского газа весь проект Nabucco теряет смысл. Именно поэтому, по словам замминистра, Евросоюзу необходимо оперативно решить вопрос с санкциями в отношении Ирака.

Однако проект газопровода Nabucco сейчас находится в подвешенном состоянии. Трубу планировалось запустить уже в 2014 году, но ее строительство еще даже не началось. основной причиной постоянных задержек было как раз отсутствие газа для наполнения трубы, мощность которой должна была составить 31 млрд кубометров. С Ираном, который считался приоритетным поставщиком, Европа не могла договориться на протяжении нескольких лет. Предполагалось, что в Nabucco пойдет азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз-2. Однако в прошлом году консорциум компаний во главе с британской ВР, разрабатывающий это месторождение, предпочел Nabucco Трансадриатический газопровод (TAP).

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что 35 млрд кубометров, которые предлагает Иран, безусловно, будут востребованы на рынке Евросоюза, но учитывая потребление газа в Европе, они вряд ли повлияют на объем поставок из России (в 2013 году он превысил 160 млрд кубов).

По словам Танкаева, в перспективе возможны поставки газа с шельфа Африки — этот район малоизучен и там возможны открытия крупных запасов. Однако на сегодняшний день крупных открытий на африканском шельфе нет.

Также активно обсуждается возможность поставок газа из Америки, которая за счет все того же «сланца» полностью обеспечила свой внутренний рынок и готовится поставлять газ на экспорт (в сжиженном виде, СПГ). Однако и этот вариант имеет много недостатков, в первую очередь — цену. Американский газ, учитывая стоимость транспортировки может оказаться дороже, чем, например, российский. Кроме того, пока неясно, какие объемы сможет поставлять Америка, чтобы не нанести ущерб собственному рынку.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 13.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики