Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовой бирже ищут продавцов

Газовой бирже ищут продавцов

«Ъ» стали известны подробности плана запуска биржевых торгов газом, которые должны стартовать уже 24 октября. Одной из ключевых проблем для ведомств стали объемы торгов: «Газпром» могут обязать направлять на биржу не менее 5% от объема поставок на внутренний рынок, такой же объем требуется от независимых производителей, но у регуляторов пока нет формальных инструментов, чтобы гарантировать предложение.

Как стало известно «Ъ», ФАС, Минэнерго и ЦБ согласовали план действий по запуску биржевых торгов газом. Эта работа, буксовавшая больше двух лет, резко ускорилась после поручений Владимира Путина по итогам июньского заседания комиссии по ТЭКу. Согласно плану, торги на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже должны стартовать уже 24 октября. Как рассказали «Ъ» несколько источников, знакомых с ситуацией, сначала будут запущены торги на месяц вперед на двух балансовых пунктах (хабах) — компрессорных станциях «Надым» и «Вынгапуровская». Для этого до 1 октября надо изменить баланс газа, включив в него объемы биржевых продаж.

По июньскому постановлению правительства объем торгов на бирже не может превышать 35 млрд кубометров в год, а «Газпром» не сможет продавать больше газа, чем независимые производители вместе взятые. По словам собеседника «Ъ», на 2015 год в баланс будут записаны, скорее всего, более скромные объемы — «надо ставить реалистичные цели». На первом этапе торговать на бирже смогут только производители, перепродажи будут невозможны.

По итогам первого квартала 2015 года могут быть запущены торги на неделю и на сутки вперед, а также будут рассмотрены изменения в нормативную базу торгов. Правительство может вернуться и к вопросу отмены требования о гибкости поставок (когда потребители могут недобирать суточные нормы на 20% и перебирать на 10%), на чем настаивает «Газпром». В этом случае штрафы за перебор и недобор могут быть заменены индексацией по биржевой цене, такую идею давно отстаивает ФАС.

Но важнейшей проблемой может стать увеличение объемов торгов. В конце мая вице-премьер Аркадий Дворкович поручил ФАС и Минэнерго обязать производителей продавать на бирже не менее 5% от поставок газа на внутренний рынок. Как пояснила «Ъ» заместитель начальника управления ТЭКа ФАС Ольга Куканова, служба готовит проект совместного с Минэнерго приказа, где будет зафиксирован минимальный уровень биржевых продаж для «Газпрома» (похожая схема работает на рынке нефтепродуктов): «Речь идет о 5% от поставок „Газпрома“ на внутренний рынок, что сейчас эквивалентно примерно 14 млрд кубометров». Предполагается, что независимые производители будут продавать не меньше, но, как пояснила госпожа Куканова, закон не обязывает их выходить на биржу: независимые компании, в отличие от «Газпрома», не занимают доминирующего положения на рынке. «Мы ведем с независимыми производителями диалог, и пока никто не отказался торговать на бирже»,- сказала она. Минэнерго свою позицию обнародовать не стало, порекомендовав обратиться в ФАС. В «Газпроме», НОВАТЭКе, «Роснефти» и ЛУКОЙЛе отказались от комментариев. Один из источников «Ъ» в отрасли полагает, что, если независимые выставят мало газа, правительство «найдет соответствующие рычаги».

Собеседники «Ъ» на рынке в начале лета говорили, что независимые производители долго не поддерживали идею биржи, поскольку при профиците газа в РФ «Газпром», который сейчас может продавать газ только по тарифу, мог бы за счет биржи забрать себе часть привлекательных потребителей. Но, когда в конце 2013 года появилась идея дать возможность «Газпрому» предоставлять скидки к тарифу, независимые согласились на биржевые торги как на меньшее зло. «Идея скидок для „Газпрома“ не умерла, и, если биржевые торги забуксуют, правительство может ее одобрить»,- полагает один из источников «Ъ».

Увеличение предложения через биржу может снизить цены для отдельных потребителей и, возможно, для ближайших к хабам регионов, полагает заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач. Но, по его мнению, этого же можно было бы достичь за счет скидок для «Газпрома». Господин Гривач полагает, что на олигопольном рынке цена на бирже не будет отражать реального положения дел. Отметим, что в 2007 году, когда «Газпром» в условиях дефицита газа запускал торги на электронной площадке «Межрегионгаза», монополия использовала высокую биржевую цену в качестве аргумента для ускоренного роста тарифов.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 14.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики