Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > South Stream не слушается Болгарии

South Stream не слушается Болгарии

София не смогла заморозить инвестиции в проект

Первая же попытка временного правительства Болгарии на деле остановить строительство газопровода South Stream практически провалилась. Власти Софии не смогли заблокировать увеличение уставного капитала совместной проектной компании South Stream Bulgaria, несмотря на наличие своих представителей в совете директоров. По мнению аналитиков, судьба South Stream будет зависеть в первую очередь от переговоров между Россией и ЕС в контексте украинской газовой проблемы.

 

Власти Болгарии через полтора месяца после первого официального заявления о заморозке проекта South Stream из-за претензий Еврокомиссии попытались предпринять практические действия в этом направлении и потерпели показательную неудачу. Как следует из опубликованного вчера сообщения болгарского Минэнерго, еще 7 августа министр Васил Штонов направил в South Stream Bulgaria AD (проектная компания болгарского участка газопровода, в которой у «Газпрома» и Болгарского энергетического холдинга (BEH) по 50%) письмо с требованием остановить все работы. Господин Штонов требовал также не увеличивать уставный капитал South Stream Bulgaria на €200 млн. Эти средства нужны компании для текущей деятельности — соответствующее решение в конце 2013 года одобрил предыдущий министр энергетики Драгомир Стойнев. 11 августа министр направил в South Stream Bulgaria, BEH и «Газпром» и официальное сообщение о приостановке проекта.

 

Несмотря на это, 12 августа South Stream Bulgaria подала заявление об увеличении капитала, а 18 августа в Торговом реестре Болгарии появилась запись, что дополнительный капитал оплачен. Без согласия представителей BEH в совете директоров South Stream Bulgaria это провести было невозможно. В Минэнерго страны такие действия сочли саботажем, заявив, что «действия руководства South Stream Bulgaria не отвечают интересам BEH», и намерены передать дело в правоохранительные органы. В BEH вчера заявили, что собираются выполнять указание министерства и остановить всю работу по проекту. Но еще 15 августа Васил Штонов объявил о назначении своего профильного заместителя Антона Павлова на пост главы совета директоров BEH.

Хотя впервые о приостановке South Stream на территории Болгарии объявил еще предыдущий премьер Пламен Орешарский в начале июня, на практике это никак не сказалось на проекте. В конце июля South Stream Bulgaria приобрела 36 тыс. га земли в районе Варны, где планируется выход на сушу подводной части газопровода. Но в середине июля правительство господина Орешарского ушло в отставку, парламентские выборы назначены на 5 октября.

Фаворитом на них считается партия ГЕРБ бывшего премьера Бойко Борисова. Он неоднократно настаивал на реализации South Stream на основе требований ЕС в соответствии с Третьим энергопакетом (российская сторона считает, что на проект эти требования не распространяются). До выборов в стране действует техническое правительство.

Собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что до последнего времени все заявления Болгарии по поводу остановки проекта, по существу, были фикцией. «Позиции „Газпрома“ юридически очень хорошо защищены межправительственным соглашением, поэтому теперь болгары и прибегли к единственному действенному средству — парализовать работу через BEH»,- говорит он. По словам собеседника «Ъ», если увеличение уставного капитала South Stream Bulgaria не будет заблокировано, компании хватит средств для работы на ближайшее время. Источник «Ъ» в «Газпроме» заявил: «Техническое правительство, по сути, ничего не решает, а после выборов будем договариваться». Другой собеседник «Ъ» в монополии признает, что из-за позиции Софии «будет определенное торможение». В South Stream Bulgaria заявили вчера, что «по предписанию Еврокомиссии остановлено оформление заказов и заключение договоров на строительство газопровода», но подготовительные работы продолжаются. Строительство поручено консорциуму дочерней компании «Газпрома» «Центргаз» и болгарской Gasproekt Jug AD, контракт уже заключен. В «Газпроме» от комментариев отказались.

Активные действия Софии могут быть «дымовой завесой для Брюсселя», считает бывший посол Болгарии в РФ Илиян Василев. Он отмечает, что у Минэнерго страны нет возможности прямо влиять на South Stream Bulgaria или на исполнение ее контрактов, а в ситуации, когда такая возможность есть, как в случае с увеличением уставного капитала, действия Минэнерго не достигают цели. «От самой Болгарии здесь немногое зависит, судьба South Stream будет решаться в диалоге с ЕС»,- говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он отмечает, что отношение нового правительства к проекту может быстро измениться, если этой зимой будут проблемы с транзитом газа через Украину. Переговоры между Россией и ЕС по украинской газовой проблеме, на которых российская сторона намерена поднять и вопрос South Stream, намечены на 29 августа.

Авторы: Юрий Барсуков; Николай Марченко, София

Источник: Коммерсантъ, 20.08.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики