Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Shell выбрала Россию

Shell выбрала Россию

Англо-голландская компания отказалась принять участие в создании оператора газотранспортной системы Украины

Компания Shell, являющаяся партнером «Газпрома» в проекте «Сахалин-2» и «Газпром нефти» в совместном предприятии по разработке трудноизвлекаемой нефти Salym Petroleum, не будет подавать заявку на участие в создании оператора газотранспортной системы Украины. Об этом «Известиям» сообщила глава отдела общественных связей компании «Shell-Украина» Анна Думанская.

— На данном этапе у Shell нет заинтересованности инвестировать в украинскую газотранспортную систему (ГТС) и систему подземных хранилищ газа, — пояснила она. 

Близкий к Shell источник «Известий» дал понять, что компания вкладывает свои средства в проекты по транспортировке углеводородов, когда трубопроводный проект предусматривает прокачку ее собственных энергоресурсов, — здесь же идет речь об участии в модернизации трубопроводов по транзиту российского газа в Европу. Эксперты полагают, что в решении Shell есть и политическая мотивация — компания не готова портить свое реноме в России. 

В ближайшее время «Нафтогаз Украины» намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей по их участию в управлении украинской ГТС. По неофициальным данным, уже три иностранные компании заинтересованы в участии в проекте, включая американскую Chevron.

Павел Завальный, президент Российского газового общества, член комитета по энергетике Госдумы РФ, полагает, что перед западными компаниями встает выбор: войти в состав акционеров компании — оператора украинской газовой трубы — или сохранить возможность работы в России. И большинство работающих в нашей стране зарубежных компаний выберет второй вариант. 

— Если взять потенциал сотрудничества с Россией в вопросах энергетики, то для крупных западных нефтяных компаний он огромен. Это и геологоразведка, и разработка традиционных месторождений, а также трудноизвлекаемых запасов углеводородов, шельфа и т.д. Если ставить на одну чашу весов даже только текущие проекты иностранных компаний в РФ и потенциальные выгоды от участия в транспортировке российского газа в Европу по территории Украины, это не идет ни в какое сравнение. Риски по Украине слишком велики из-за того, что проблемы с оплатой газа у них возникли не вчера, а существуют уже многие годы. При этом не исключено, что компания, которая действительно вознамерится войти в проект в качестве акционера управляющей компании украинских энергоактивов, испортит тем самым свою репутацию в России. Это могут учесть при принятии решения о ее допуске к участию в новых перспективных проектах в РФ и о статусе в действующих. Такой шаг не будет означать, что всё сотрудничество будет свернуто, но отношения перестанут выглядеть дружественными, — считает депутат.

Похоже, что на данном этапе Shell выбирает работу в России. Это подтверждает ее официальный представитель Максим Шуб.

— Наши текущие проекты в России продолжаются, несмотря на экономические реалии. При этом мы внимательно смотрим на санкции и принимаем необходимые действия в их ключе в зависимости от ситуации, — сказал он «Известиям». Максим Шуб подчеркнул, что у компании нет планов в одностороннем порядке по выходу из СРП-проекта «Сахалин-2» или СП с «Газпром нефтью» Salym Petroleum. 

14 августа Верховная рада Украины приняла в окончательном втором чтении поправки в закон о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины. Согласно документу, функции оперативно-технологического управления украинской ГТС передаются от «Нафтогаза Украины» к двум управляющим структурам, которые будут курировать работу ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ) страны. Причем компания не будет владеть правом собственности на эти энергоактивы, но будет получать доход с транзита ресурсов и с оплаты хранения газа в ПХГ. Оператором газовых трубопроводов смогут выступать компании, учредителем и собственником которых может являться либо исключительно украинское государство, либо государство и юридические лица, которые «принадлежат и контролируются резидентами стран Европейского союза, США или Европейского энергетического сообщества». 

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности, подчеркивает, что пока Украина не выдвинула четких рыночных условий вхождения в проект участия в управляющей компании своей ГТС для потенциальных претендентов. Кроме того, условия вхождения в состав акционеров ГТС на данном этапе противоречат правилам Третьего энергопакета.

— Shell уже имеет добывающие активы на Украине, а также является одной из компаний, с которыми страна связывает надежды по старту проектов добычи нетрадиционного, в том числе сланцевого, газа на востоке Украины. Сейчас этот проект приостановлен из-за военных действий, но не исключено его дальнейшее возобновление. Если Украина собирается реформировать «Нафтогаз Украины» по принципам Третьего европейского энергопакета, то поставщик сырья — как добывающая компания, так и продавец нефти или газа — не может участвовать в управлении газотранспортной системой. То есть ни одна компания, которая участвует в нефтегазовых проектах страны (в том числе Chevron, которой приписывают интерес к вхождению в ГТС), согласно европейскому законодательству, не сможет участвовать в управлении украинской транспортировкой газа или подземными хранилищами. Однако украинское законодательство этого пока не запрещает, — говорит Гривач.

Получается, что если учитывать нормы европейского законодательства в энергетике, то потенциальными акционерами проекта управления украинскими газовыми активами могут стать или транспортирующие энергоресурсы европейские или американские компании, которые не участвуют в их добыче, или же сторонние инвестфонды, страховщики и другие непрофильные для ТЭК организации, — отмечает эксперт.

Он видит систему акционирования транспортирующих энергоносители мощностей из Украины в Европу коммерчески невыгодной.

— Без нормальных отношений с поставщиком ресурсов, который может гарантировать транзит газа через Украину, система акционирования ГТС выглядит претенциозной. Пока власти страны могут предложить европейцам некий мифический повышенный доход с прокачки газа в ответ на присутствие в проекте для статусных компаний и без всяких гарантий с их стороны крупных инвестиций в модернизацию трубопровода и подземных хранилищ газа. Но под присутствие авторитетных компаний в проекте можно будет пытаться занимать средства на внешнем рынке. Если же обязать потенциальных акционеров инвестировать несколько миллиардов долларов в проект, то на рынке не найдется безумцев, которые без гарантий возврата своих средств пойдут на такие расходы, — прогнозирует аналитик.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: Известия, 21.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики