Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый спор ценой в 50 центов

Газовый спор ценой в 50 центов

Спор о цене российского газа для Украины вылился в разногласия о тарифе на транзит: «Газпром» стремится заплатить побольше, «Нафтогаз» от денег отказывается

«Газпром» доплатил «Нафтогазу» $10,54 млн за транзит газа через Украину в июле, сообщил представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Но «Нафтогаз» считает платеж ошибочным и собирается вернуть деньги, сообщил представитель украинской компании (его цитировал «Интерфакс»). Разногласия вызваны тем, что компании по-разному считают транзитный тариф, объясняет человек, близкий к «Газпрому». Тариф привязан к цене газа для Украины, а она остается несогласованной.

Авансы «Газпрома» в 2012-2013 гг. обеспечивали оплату транзита газа через Украину до конца первого полугодия 2014 г. и частично за июль, поэтому уже пришлось доплачивать, объяснил Куприянов. Последний аванс в размере $1 млрд «Газпром» перечислил «Нафтогазу» в июне прошлого года.

«Нафтогаз» настаивает, что аванс еще не истрачен.

«Газпром» с апреля отменил «Нафтогазу» все скидки и объявил, что цена для него составляет $485,5 за 1000 куб. м вместо $268,5 — такая цена действовала в январе — марте. Украина настаивает на сохранении цены I квартала.

В мае — июне на трехсторонних переговорах России, Евросоюза и Украины стороны пытались договориться о промежуточной цене, но переговоры сорвались. «Газпром» за долги остановил поставки газа Украине и подал в стокгольмский арбитраж иск о взыскании долга в размере $4,5 млрд. «Нафтогаз» подал встречный иск о пересмотре цены и взыскании с «Газпрома» $6 млрд, якобы переплаченных за газ с 2010 г. Но транзит в Европу не прерывался.

«Газпром», исходя из своей версии цены, рассчитывает платить $3,9 за транспортировку 1000 куб. м на расстояние 100 км, а «Нафтогаз» — на 50 центов меньше: $3,4, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Газпром» в месяц прокачивает через Украину около 6 млрд куб. м экспортного газа. По цене «Газпрома» это стоит около $300 млн, по цене «Нафтогаза» — $250 млн, подсчитал Гривач.

В августе аванса «Газпрома» не хватит, даже если оплачивать транзит по тарифам «Нафтогаза», замечает Гривач. Исходя из украинской версии цены невыбранными остались примерно $150 млн. «Газпрому» все равно придется доплачивать, скорее всего российская компания перечислит все $300 млн, полагает Гривач, но «Нафтогаз», вероятно, примет только половину.

Представитель «Нафтогаза» не ответил на вопрос «Ведомостей», когда компания вернет «Газпрому» деньги за транзит в июле. «Могут и не вернуть, а оставить, например, как новый аванс», — допускает человек, близкий к «Газпрому».

Очевидно, «Газпром» и «Нафтогаз» рассчитывают транзитные тарифы, исходя из «своих» цен, чтобы не подрывать собственных позиций в международном суде: признание того или иного тарифа является и косвенным признанием цены самого газа, продолжает человек, близкий к «Газпрому», из-за противоречий акты по транзиту не подписываются сторонами с апреля.

У «Газпрома» и «Нафтогаза» есть разногласия и по объему транзита в июле. Министр энергетики Украины Юрий Продан (его цитировал «Интерфакс») заявил, что «Газпром» пытается обвинить Украину в несанкционированном отборе газа: «Мы получили [от “Газпрома”] проект акта на транзитные услуги за июль, в котором технический небаланс — а это 0,03% (примерно 2 млн куб. м стоимостью $1 млн. —“Ведомости”) — российская сторона пытается трактовать как сверхконтрактный отбор». Технический небаланс происходит постоянно — транзитный газ идет через Украину 32 часа, выйти на ноль по балансу в течение суток очень сложно. «Газпром» может использовать это как предлог для остановки транзита, как в 2009 г., опасается Продан.

«Небалансы происходят, но, по нашим документам, в систему вошло больше, чем из нее вышло, значит, газ осел на Украине, значит, она его купила, — возражает собеседник в “Газпроме”. — Пинг-понг в расчетах закончится только после каких-нибудь подвижек в переговорах».

Представитель Европейской комиссии сообщил, что в сентябре готовится возобновление трехсторонних переговоров. В конце августа обсудить этот вопрос с министром энергетики России Александром Новаком собирается еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. А 26 августа в Минске может состояться встреча президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко. В Еврокомиссии надеются, что встреча сдвинет с мертвой точки российско-украинский газовый конфликт.

Автор: Михаил Серов

Источник: Ведомости, 22.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики