Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» набивает временную цену

«Нафтогаз» набивает временную цену

Россия и ЕС готовятся к продолжению переговоров с Киевом

Россия и ЕС провели первые газовые переговоры после перевода Украины на предоплату, принципиально согласовав позицию, которой они будут придерживаться на переговорах с Киевом. «Газпром» согласился установить для «Нафтогаза Украины» временную цену $385 за 1 тыс. кубометров и возобновить поставки при условии оплаты долга. Украинские власти соглашаться на такой вариант не спешат.

Россия и ЕС вчера согласовали основные подходы к решению украинской газовой проблемы. По итогам переговоров главы Минэнерго Александра Новака и замглавы Еврокомиссии (ЕК) Гюнтера Эттингера стороны согласились, что до завершения разбирательств между «Газпромом» и «Нафтогазом» в Стокгольмском арбитраже будет установлена временная цена поставок. По словам господина Новака, речь идет о $385 за 1 тыс. кубометров, которые образуются за счет скидки в виде отмены экспортной пошлины к текущей контрактной цене $485 за 1 тыс. кубометров. Подобную схему «Газпром» предлагал и во время предыдущего раунда переговоров в начале лета, который закончился переводом Украины на предоплату за газ. Но тогда монополия требовала от украинской стороны прекратить разбирательство, теперь же такого требования нет. «Газпром» де-факто согласился и с тем, что по итогам арбитража цена поставок будет пересчитана.

В то же время Гюнтер Эттингер полностью поддержал требования «Газпрома» по погашению долга перед ним за поставки газа, который на данный момент монополия оценивает в $5,3 млрд ($1,45 млрд за поставки в ноябре—декабре 2013 года, остальное — за апрель—июнь). «Газпром» в случае достижения соглашения с Киевом согласен пересчитать долг за апрель—июнь исходя из цены $386 за 1 тыс. кубометров, тогда он составит примерно $3 млрд. Господин Эттингер заявил вчера, что ЕК в течение нескольких недель разработает и предложит Киеву график погашения этой задолженности. Со своей стороны, «Газпром» требует от «Нафтогаза» погашения $1,95 млрд сразу (это долг за 2013 год и $500 млн в счет поставок текущего года) и готов рассрочить погашение остального долга. Если эти деньги будут перечислены, «Газпром» готов начать поставки «Нафтогазу», но по-прежнему на условиях предоплаты. Дата трехсторонней газовой встречи, уже с участием Украины, будет согласована на следующей неделе.
 
Официальная реакция украинских властей на идею временной цены $385 за 1 тыс. кубометров пока негативная. Глава украинского Минэнерго Юрий Продан заявил, что Киев считает цену $485 за 1 тыс. кубометров дискриминационной и поэтому не признает и скидку от этой цены. Между тем в начале лета Украина согласилась с предложением ЕК установить временную цену для покупки российского газа $320 за 1 тыс. кубометров летом и $385 — зимой. Отопительный сезон на Украине начинается в октябре. Как писал «Ъ» 25 августа, Украине понадобится в течение зимы не менее 5 млрд кубометров российского газа даже с учетом максимальных реверсных поставок из Европы. При этом цена этих поставок, скорее всего, уже сейчас выше, чем предложение «Газпрома»: в июне «Нафтогаз» покупал реверсный газ с премией $100 на 1 тыс. кубометров к котировкам центральноевропейских хабов, а вчера газ в австрийском Баумгартене стоил $290 за 1 тыс. кубометров. Собеседник «Ъ» в украинском Минэнерго заметил, что «Нафтогаз» может согласиться на покупку российского газа по $385 за 1 тыс. кубометров, но начиная с октября.

Наиболее серьезной проблемой станет денежный вопрос. Сейчас «Нафтогаз» зарезервировал $3,1 млрд на покупку газа, но с учетом необходимости хотя бы частичного погашения долгов перед «Газпромом» этой суммы хватит на покупку не более чем 3 млрд кубометров. Вчера МВФ согласился выделить Украине второй транш стабилизационного кредита на $1,4 млрд, который должен был поступить еще в июле (см. материал на этой стр.). До конца года Киев рассчитывает получить еще два аналогичных транша. Алексей Гривач из ФНЭБ напоминает, что весной Украина уже получила $3,2 млрд от МВФ, $2 млрд из которых должны были пойти на оплату газа, но «Газпрому» были перечислены только $800 млн. По его мнению, «Газпром» мог бы вновь помочь Украине закупить газ, предоставив аванс за транзит, но для этого нужна гарантия погашения долга.

Авторы: Юрий Барсуков; Олег Гавриш, Киев

Источник: Коммерсантъ, 30.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики