Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Москва начала нервничать»: зачем России иранская нефть

«Москва начала нервничать»: зачем России иранская нефть

Как известно, в политической области у нас с Ираном особых противоречий нет. Москва и Тегеран вместе стояли на защите сирийского правительства Башара Асада, реализовывали ядерную программу Ирана, саботировали процесс разграничения дна Каспийского моря (дабы не было создано юридических предпосылок для масштабной прокачки среднеазиатских углеводоров в Европу). Сейчас мы вместе помогаем иракскому правительству в деле борьбы против радикалов из Исламского государства, поскольку воспринимаем этих исламистов как безусловную угрозу для собственных интересов.

С экономикой же получается пока не очень. На данный момент взаимный товарооборот между Ираном и Россией составляет всего 3 млрд. долларов, и иранский экспорт в нем составляет от 500 до 600 млн. долларов. Причем какие-то серьезные контракты между Ираном и Россией после постройки Бушерской станции так и не заключались. Чиновники, конечно, утверждают, что потенциал есть, и немалый - по словам министра по делам нефти Исламской республики Биджана Намдара Зангане, Россия и Иран могут увеличить торговый оборот до 15 млрд долларов в год. И на заседании комиссии, где помимо официальных лиц присутствовали 300 иранских и 150 российских бизнесменов, стороны пытались найти сферы, за счет которых можно совершить такой скачок во взаимной торговле.

Основные разговоры шли, конечно, вокруг давней идеи о бартерных поставках иранской нефти в Россию. По некоторым слухам, Тегеран может дать Москве нефти на 5 миллиардов долларов в обмен на российское участие в иранской энергетической сфере. «Речь идет о строительстве новых блоков ТЭС в Иране — от 8-10 блоков общей мощностью почти 3 тысячи мегаватт — и о модернизации примерно 4 блоков на действующих станциях», - говорил о перспективе сотрудничества министр энергетики РФ Александр Новак. Также иранцы могут заключить соглашение с Москвой в области железнодорожного строительства. «Общий объем договорных отношений может составить 8,4 млрд евро. Речь идет об электрификации 5 тыс. 600 км дорог», - продолжил российский министр, и добавил, что иранцы также могут заключить контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку 5 тысяч единиц подвижных железнодорожных составов на сумму в 1 миллиард долларов. Кроме того, обсуждалась возможность создания металлургических производств, сборке автомобилей и сельскохозяйственной техники, увеличение поставок удобрений и закупок овощей и фруктов (ставших столь актуальными на фоне российского сельскохозяйственного эмбарго, объявленного ряду стран Запада). Наконец, стороны вели переговоры относительно продажи Ирану российских зерновых. По словам первого заместителя гендиректора ОАО "Объединенная зерновая компания" Андрея Гормаха , теоретически компания могла бы поставлять Ирану 1-2 миллиона тонн зерновых в год (пшеницу, кукурузу) , что составит 20-30% всех потребностей Ирана в зерне.

Между тем, экономисты достаточно скептически смотрят на перспективы резкого увеличения товарооборота. И дело тут не только в логистических проблемах (взять ту же пшеницу - порты Ирана на Каспии просто не смогут принять такие объемы груза, а процесс доставки в южные порты станет слишком дорогим). А в том, что у российских товаров просто нет серьезных перспектив на относительно самодостаточном иранском рынке, особенно в случае снятия санкций. Ведь в ценовом сегменте им придется конкурировать с китайцами, а в качественном - с европейцами. В этом плане все проекты, предлагаемые Москвой, вызваны скорее не трезвым расчетом, а страхом потерять Иран после его выхода из-под санкций. «Когда начались подвижки в ситуации вокруг Ирана, Москва начала нервничать. У России возникало ощущение, что она теряет Иран, поэтому сразу же начали рождаться различные лихорадочные схемы как удержать Исламскую республику», - считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Что же касается самого громкого проекта - бартерных поставок иранской нефти - то для Москвы, такой проект, по мнению Константина Симонова, не таит особых выгод. «Иран - наш прямой конкурент на мировом рынке нефти. Зачем нам продавать его нефть и заниматься решением его головной боли?», - отмечает политолог. Возможно, проект был бы интересен, если бы иранцы продавали нам нефть со скидкой - однако, судя по получаемой информации, иранцы соглашаются обменивать эту нефть по рыночной цене. И то недолго - сам проект Ирану интересен скорее с имиджевой и тактической точки зрения, нежели чем со стратегической. «Само обсуждение возможности экспорта нефти в Россию уже сыграло на руку Ирана: западные компании с большей частотой начали обращаться к иранскому правительству с предложениями инвестировать в иранский нефтяной сектор, а также помочь в выводе иранской нефти на мировые рынки. Между тем сама сделка с Россией для Ирана имеет смысл только в том случае, если западные экономические санкции в отношении нефтяной сферы Исламской республики останутся в силе. А они уже постепенно исчезают, и Иран восстанавливает объемы своего экспорта на мировые рынки. И если санкции будут полностью сняты, то Иран обязательно откажется от сделки - так как с учетом нынешнего положения ИРИ основной задачей правительства является приток валюты в страну», - говорит политолог-иранист Севак Саруханян.

Автор: Геворг Мирзоян

Источник: Эксперт online, 10.09.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики