Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Теперь России придется дружить с Китаем

Теперь России придется дружить с Китаем

Главный вопрос в наших отношениях с Западом: прошли мы уже точку невозврата или еще можем найти общий язык? Иногда кажется, что уже все, а иногда — что надежда еще есть. Сигналы пока на любой вкус. Однако если оптимистичная точка зрения еще имеет право на жизнь, то скоро могут быть приняты решения, которые не оставят сомнений в будущем.

Позволим себе краткий экскурс в историю. В 1981 г. началось строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Он связал нас с Европой, заложив основу газовой кооперации. Проект вызвал серьезное сопротивление США, но у европейских лидеров хватило настойчивости и дальновидности довести его до конца. Не будь у нашего взаимодействия с Европой экономической основы, думаю, наши отношения стали бы напряженными гораздо раньше. Газовая труба и энергетический бизнес — как раз то, что и сегодня еще удерживает нас от клинча. Трубопроводное решение, принятое в конце 1970-х, определило кроме прочего вектор нашей внешней политики на несколько десятилетий вперед. Это пример того, как масштабные инфраструктурные проекты могут иметь очень длительный эффект.

А теперь возьмем другой газопровод — «Алтай». Переговоры по нему входят в завершающую стадию. Мощность его может быть увеличена с планируемых 30 млрд кубометров. Это история совершенно иная по сравнению с «Силой Сибири». Та выводит на рынок Китая новый газ Восточной Сибири. А здесь речь идет о газе из ЯНАО, который традиционно был заточен на рынок Европы. Именно ради европейского рынка запускали Бованенковское месторождение.

Это уже в чистом виде перенаправление газовых потоков. Возможно, проект двигает и обида. Но понять нас можно. Даже в холодную войну СССР рассматривался Европой как спаситель от зависимости от арабских поставщиков. Теперь же ЕС действует в вопросах энергетики по принципу «хоть бы кто, только не Россия». Когда у вас берут товар, но каждый день говорят, что главная задача — найти вам замену любой ценой, вы рано или поздно начнете нервничать.

Между тем проект «Алтай» — это не просто участок трубы до западной китайской границы. Там газ Китаю не слишком нужен. Туда уже пришел газ из Центральной Азии. Конечно, китайцы не упустят возможность продавить туркмен по ценам при помощи российских поставок. Но основные объемы российского газа Китаю нужны все же на востоке. Значит, «Алтай» придется дополнять газопроводом через всю Поднебесную. По длине он сопоставим с советской трубой до европейской границы. Значит, этот проект может определить нашу внешнюю политику на десятилетия вперед. Добавьте сюда скорую замену западных сервисных компаний на китайских партнеров, уже начавшийся заход китайцев в наш upstream (добыча), и вы получите довольно ясную перспективу. Осталось еще задуматься о партнерстве в Арктике, но я и этому не удивлюсь. Увы, Запад не оставляет нам пространства для маневра. Так что буквально ближайшие несколько месяцев покажут, стоит ли учить своих детей китайскому языку.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 23.09.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики