Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Киев ударили по газам

Москва и Киев ударили по газам

Россия готова поставить Украине 5 млрд. кубометров голубого топлива

Договоренность о возобновлении поставок была достигнута в конце минувшей недели на трехсторонней (с участием Евросоюза) встрече в Берлине. Однако представители «Газпрома» сомневаются в том, что заявленного объема Украине хватит для того, чтобы продержаться в осенне-зимний период. Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что главное в берлинских соглашениях – не объемы и не цены, а демонстрация сторонами готовности к компромиссу по газовому вопросу на крайне непростом политическом фоне.

Официальный Киев и до трехсторонней встречи в Берлине заявлял, что на зиму стране хватит 5 млрд. кубометров российского газа. Поэтому ничего удивительного в том, что именно о таких объемах поставки стороны и договорились, в принципе нет. В обмен Незалежная обязалась погасить большую часть своего газового долга – 3,1 млрд. из 5,3 млрд. долларов. 

Удивительные вещи начались буквально на следующий день после завершения берлинского саммита. Глава «Газпрома» Алексей Миллер высказал мнение, что на самом деле Украине для благополучной «зимовки» требуются значительно большие объемы газа – 12,5 млрд. кубометров. 

Стоит заметить, что российский газ Украина не получает с 16 июня: именно тогда «Газпром» перевел «Нафтогаз» на предоплатную схему, в ответ Киев заявил, что обойдется без поставок из Москвы. Сейчас Украина получает газ по реверсу из Словакии и Польши. Однако в преддверии зимних холодов этих поставок явно не хватит, а потому украинские власти вынуждены скорректировать свою позицию в отношении российского газа. 

Сейчас через Украину идет только газовый транзит в Европу. И страны ЕС очень обеспокоены вопросом его надежности. Повод для этого есть: в ходе предыдущих «газовых войн» между Москвой и Киевом имел место несанкционированный отъем газа Украиной из транзитных объемов. Именно поэтому сейчас МВФ предоставил средства на частичное погашение задолженности «Нафтогаза». Речи идет как раз о тех самых 3,1 млрд. долларов, которые фигурировали в берлинских соглашениях. 

Как сообщил после окончания переговоров еврокомиссар Гюнтер Эттингер, после оплаты со стороны Украины долга в течение 6 месяцев Россия должна будет поставить Киеву 5 млрд. кубометров газа по цене 385 долларов за тысячу кубометров. Эта цена – некий компромиссный вариант, предложенный Евросоюзом. Москва не прочь продавать свой газ Незалежной долларов на 100 (за тысячу кубометров) подороже. А Киев, со своей стороны, не прочь покупать его долларов на 100 подешевле. За свои варианты цен стороны в настоящий момент ведут судебную тяжбу в международном арбитраже. 

«С учетом того что уже практически начался пиковый период, Еврокомиссия предложила промежуточную цену до урегулирования ситуации в арбитражном суде: на осенне-зимний период 385 долларов за тысячу кубометров, – дал пояснения по этому поводу министр энергетики Украины Юрий Продан. – Но эта цена, как предлагала ЕК, должна быть коммерческой, независимой от решений российского правительства». Украинский министр подтвердил, что Украина осуществит предоплату 2 млрд. долларов за 5 млрд. кубометров, которые должны быть поставлены Россией в грядущий отопительный период, но только после утверждения механизма установления промежуточной цены, который еще не согласован сторонами.

Министр энергетики РФ Александр Новак со своей стороны заявил, что Россия в целом удовлетворена договоренностями «зимнего пакета» между РФ, Украиной и ЕС, но есть нюансы, которые сторонам еще предстоит доработать. «И когда их доработаем, тогда мы будем окончательно рекомендовать правительству РФ одобрить соответствующий пакет. Пока не будем забегать вперед. Я считаю, что сделан большой шаг вперед и есть возможности для того, чтобы договориться», – сказал министр. По его словам, Россия может возобновить поставки газа на Украину уже в октябре – после погашения задолженности в размере около 2 млрд. долларов.

Опрошенные «НИ» эксперты встретили новости из Берлина со сдержанным оптимизмом, который вызван явным желанием сторон вывести газовый вопрос из тупика. При этом заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что надо подождать, пока подписи под документами поставят в Киеве. «Украина, которая собирается налаживать отношения с ЕС, так и не обозначила в итоге, за что именно она готова платить – за долг или последующие поставки», – сказал Гривач.

Также осторожно настроен и партнер Rusenergy Михаил Крутихин: «Пока берлинские договоренности не утвердили в Москве и Киеве, это всего лишь благие пожелания господина Эттингера. Его уверенные заявления можно объяснить тем, что он нервничает, потому что Европа почти наверняка останется без дополнительных объемов газа, Украина же при этом не торопится».

Как бы то ни было, переговоры продолжатся 2–3 октября. По словам Александра Новака, главное, что должны сделать стороны за оставшиеся до новой встречи дни, это «сформулировать в письменном виде те предложения, которые были озвучены, чтобы все стороны их понимали одинаково». Поиск компромисса по газовому вопросу между Киевом и Москвой будет продолжен – и это, наверное, главный позитивный итог берлинской встречи.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: Новые Известия, 29.09.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики