Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» предлагает оплачивать транзит газа через Украину долгом «Нафтогаза»

«Газпром» предлагает оплачивать транзит газа через Украину долгом «Нафтогаза»

«Газпром» предлагает внести изменения в российское законодательство, чтобы получить возможность оплачивать транзит газа через Украину за счет долга «Нафтогаза» за газ, сообщил «Интерфакс». Для этого необходимо внести поправки в закон о валютном контроле и валютном регулировании. С просьбой разрешить взаимозачет требований по оплате транзита и газа «Газпром» обратился в письме к президенту Владимиру Путину 20 августа, после чего президент поручил правительству проработать этот вопрос. Источник «Ведомостей», близкий к «Газпрому», подтвердил, что такое обращение было. Представитель концерна отказался от комментариев.

По данным «Интерфакса», Минфин, Минэкономразвития, Росфиннадзор и Центробанк поддержали это предложение. «Поправки оправданы в связи со сложившейся ситуацией на территории Украины и для обеспечения защиты государственных интересов и интересов российских предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности», — говорится в отзыве Росфиннадзора, который цитирует«Интерфакс». Представитель Минэкономразвития подтвердил «Ведомостям», что министерство получило предложение «Газпрома» и поддержало его. Представители Росфиннадзора и Минфина не ответили за запросы «Ведомостей». Представитель ЦБ и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказались от комментариев.

«Газпром» 13 августа в своей отчетности по РСБУ за II квартал сообщал, что из-за большого долга Украины с ней могут «появиться неденежные формы расчетов за газ», но суть не раскрывалась. Сейчас долг «Нафтогаза» перед «Газпромом» составляет $5,3 млрд. Украина отказывается платить, не соглашаясь с ценой газа. В мае-июне в рамках трехсторонних переговоров между Россией, Еврокомиссией(ЕК) и Украиной стороны пытались договориться о новой цене и о графике погашения долга, но переговоры провалились. «Газпром» в середине июня остановил поставки газа на Украину, что поставило под угрозу и его транзит в Европу зимой. «Газпром» и «Нафтогаз» подали встречные иски в стокгольмский арбитраж: первый — о взыскании долга, второй — о пересмотре цены газа.

26 сентября трехсторонние переговоры возобновились, стороны пытаются договориться о временной цене газа для Украины на период судебных разбирательств в Стокгольме. Но «возможность взаимозачета между “Газпромом” и “Нафтогазом” на трехсторонних переговорах не обсуждалась», — говорит источник «Ведомостей» в российской делегации. Представитель ЕК это не комментирует. Он лишь сообщил, что дата и место для новых трехсторонних переговоров сейчас обсуждается. ЕК по итогам переговоров 26 сентября отправила проекты соглашения в Москву и Киев. Отзывы обеих сторон комиссия получила в четверг, но их содержание не раскрывается, сказал представитель ЕК. Представитель «Нафтогаза» не ответил на запрос «Ведомостей».

«Согласие “Нафтогаза” для осуществления взаимозачета и не нужно», — утверждает источник «Ведомостей», близкий к «Газпрому». С другой стороны, если трехсторонние переговоры завершатся успешно, то возможность взаимозачета позволит «Нафтогазу» частично уменьшать долг в счет транзитных платежей, говорит он. Но если переговоры ни к чему ни приведут, а от взаимозачета Украина откажется, возможность оплаты транзита живыми деньгами будет рассматриваться «в зависимости от ситуации».

В то же время, даже если «Газпром» перейдет на взаимозачет уже сейчас и перестанет платить за транзит, а начнет уменьшать долг на его стоимость, «обострения ситуации не произойдет», — уверяет собеседник «Ведомостей». «Газпром» всегда оплачивал транзит авансом. При этом цена транзита зависит от цены газа для Украины, чем она выше, тем дороже транзит и наоборот. Но в связи с тем, что Украина настаивает на цене газа в $268 за 1000 куб. м, а «Газпром» — на $485, каждая из сторон стоимость транзита считает по-своему. По расчетам «Газпрома» его аванс за транзит закончился еще в середине июля, «Нафтогаз» же считает, что аванс еще не выбран. «Газпром» исходя из своих расчетов уже пытался доплачивать «Нафтогазу», но тот эти платежи возвращал. Однако, когда аванс закончится и по расчетам«Нафтогаза», источник, близкий к «Газпрому» не говорит.

Для возобновления поставок газа на Украину «Газпром» требует частичной оплаты долга и предоплаты за будущие поставки. «Но у “Нафтогаза” денег недостаточно, поэтому возможность взаимозачета была бы ему выгодна», — считает директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич. По сути, раньше происходило то же самое, но в иной форме, отмечает он. «Газпром» давал авансы за транзит, а «Нафтогаз» этими деньгами оплачивал газ. Ежегодно за транзит Украина получает около $3 млрд, это больше половины долга, замечает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. В то же время, до сих пор Украина саботировала переговоры, не исключено, что откажется и от этой схемы, и в этом случае «Газпром» вполне может отказаться платить за транзит живые деньги даже при угрозе остановки транзита, считает эксперт.

В «Газпроме» рассчитывают пойти «по мирному сценарию», говорит собеседник «Ведомостей», близкий к концерну. Положительная динамика в переговорах есть. Если в мае-июне они походили на «посиделки», то сейчас «winter is coming», поэтому в нынешних переговорах «что-то вырисовывается», говорит он.

Автор: Михаил Серов

Источник: Ведомости, 03.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики