Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» будет снижать закупки газа в Средней Азии

«Газпром» будет снижать закупки газа в Средней Азии

«Газпром» намерен снижать закупки газа в Средней Азии. «Там, где есть возможность оптимизировать закупки [среднеазиатского газа], будем оптимизировать. Там, где есть определенные контрактные обязательства, будем их исполнять», — заявил начальник департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Павел Одеров (его цитировал «Интерфакс»). Компания хочет полностью отказаться от закупок газа в Туркмении и Узбекистане, но для этого необходимо расторгнуть межправительственные соглашения, которыми подкреплены контракты, утверждает источник «Интерфакса». Он сообщил, что работа по прекращению этих соглашений ведется. Среднеазиатский газ стал дорогим и сейчас не нужен, подтвердил «Ведомостям» источник, близкий к «Газпрому».

В 2013 г. «Газпром» купил в Туркмении, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане почти 30 млрд куб. м газа, в среднем по $275,8 за 1000 куб. м. Из них из Туркмении и Узбекистана — 16,6 млрд куб. м. Собственная добыча «Газпрома» составила 478,4 млрд куб. м. Но в 2014 г. добыча компании снизится на 15,4 млрд куб. м до 463 млрд куб. м, говорил неделю назад предправления «Газпрома» Алексей Миллер. У компании избыточные производственные мощности, она может добывать 617 млрд куб. м, сказал он. При этом себестоимость «Газпрома» в 2014 г. — 1380 руб. на 1000 куб. м ($34 по нынешнему курсу), сообщала компания в июне.

Миллер тогда же посетовал, что «Газпром» ежегодно сталкивается с перебоями и недопоставками среднеазиатского газа. «Абсолютно точно можно предсказывать, что и предстоящей зимой от поставщиков из этого региона мы будем недополучать десятки миллионов кубометров газа», — говорил он. Прежде среднеазиатский газ шел на Украину, поставки которой сейчас остановлены. От среднеазиатского газа зависит и газоснабжение юга России, говорил Миллер. «Газпром» предпринимает все необходимые действия, чтобы к началу зимы иметь возможности полностью заместить среднеазиатский газ российским. Эта ситуация особенно актуальна именно в контексте ситуации на Украине», — подчеркивал Миллер.

Импорт среднеазиатского газа вызывает и критику независимых газовых производителей, прежде всего со стороны «Роснефти». В России мощности по добыче газа избыточны, собственного газа на рынке много, говорила в конце августа в интервью «Коммерсанту» вице-президент «Роснефти» Влада Русакова. Тем не менее «продолжается реэкспорт среднеазиатского газа, который оформляется как транзит и не облагается экспортной пошлиной», этот газ уже сейчас можно спокойно заместить российским, говорила она. У среднеазиатского газа есть новый рынок — Китай, напомнила она. Российские производители могли бы добыть и поставить на рынок тот же объем газа, уплатив налоги и создав рабочие места, поясняла Русакова.

Из-за того что туркменский и узбекский газ реэкспортируется без уплаты таможенной пошлины, российский бюджет недополучает $3,5 млрд в год, посчитали эксперты энергетического центра бизнес-школы «Сколково». В своем исследовании они поясняют, что исторически «Газпром» стремился выкупать среднеазиатский, прежде всего туркменский, газ, чтобы он не пошел на экспорт в Европу или Китай. Европа хотела, чтобы Туркмения присоединилась к проекту «Южный коридор», по которому в 2019 г. через Турцию в ЕС должен пойти газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Много лет обсуждался проект строительства Транскаспийского газопровода через Каспийское море от Туркмении до Армении. Но в 2009 г. Туркмения все-таки начала экспортировать газ в Китай. Из-за этого ее экспорт в Россию резко сократился почти в 4 раза, а цена газа выросла, пишут эксперты «Сколково».

По оценке Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), сейчас маржа «Газпрома» при продаже среднеазиатского газа составляет менее $20 за 1000 куб. м, хотя в предыдущие годы превышала $40-60.

Начало поставок туркменского газа в Китай осложнило переговоры «Газпрома» о поставках в эту страну, стороны заключили контракт только в мае 2014 г., но на объем поставок вдвое меньший, чем обсуждалось. В то же время начало экспорта туркменского газа в Китай не дало ему попасть в Европу, теперь это маловероятно, указывает замдиректора ФНЭБа Алексей Гривач.

По его мнению, «Газпром» станет уходить лишь от закупок туркменского и узбекского газа. Контракт с Узбекистаном истекает в 2015 г., там снижение закупок происходит по взаимному согласию, основным добытчиком газа в стране для экспорта в Китай является российский «Лукойл», указывает Гривач. Межправсоглашение и контракт с Туркменией действуют до 2028 г. и сейчас уходить из этой страны полностью может стать геополитической ошибкой, считает эксперт. Закупки у Казахстана продолжатся, уверен он.

Автор: Михаил Серов

Источник: Ведомости, 16.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики