Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Классический украинский шантаж»

«Классический украинский шантаж»

Киев не может гарантировать бесперебойный транзит российского газа в Европу — по словам премьера Арсения Яценюка, для этого необходим новый транзитный контракт. Эксперты напоминают, что старый договор безо всяких проблем действовал с 2009 года, по их мнению, заявление Киева — классический украинский газовый шантаж. Между тем о поставках газа на саму Украину Киеву с Москвой договориться так и не удалось.

Украина при существующих условиях не может гарантировать бесперебойный транзит российского газа в Европу. Об этом в четверг заявил украинский премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, для гарантии поставок газа европейским партнерам через украинскую территорию Украине необходимо подписать транзитный договор именно с европейскими партнерами. Ранее глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев уже говорил, что Киев отказывается гарантировать бесперебойный транзит, если не будет заключен новый транзитный договор.

Во вторник стало известно, что Украина подала в Стокгольмский арбитраж иск с требованием пересмотра транзитного договора. Украинская сторона хочет добиться повышения тарифа на транзит российского газа, а кроме того, рассчитывает на компенсацию за недопрокачанный через Украину газ (в контракте прописан минимальный объем транзита в 110 млрд кубов в год, однако реальные объемы прокачки с 2009 года были значительно меньше — в среднем чуть больше 90 млрд кубометров). «Газпром» в ответ заявил, что готов судиться и уверен в собственной позиции. Кстати, в российско-украинском транзитном договоре не прописаны какие-либо штрафные санкции за снижение объема прокачки.

«На деле заявление Яценюка о транзитном договоре с европейскими потребителями никакого отношения к собственно надежности транзита не имеет, — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Договор действовал с 2009 года, и транзит шел бесперебойно. Сейчас слова Яценюка — это попытка отвлечь внимание от реальных проблем Украины, которой физически не хватает газа для обеспечения бесперебойного транзита».

Ранее Киев заявлял, что ему необходимо еще 5 млрд кубометров российского газа, чтобы обеспечить поставки в Европу в зимний период. Однако по оценкам российского Минэнерго, Украине нужно в два раза больше. А еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер говорил о 10–12 млрд кубов.

По словам Сергея Агибалова, желание Украины переписать транзитный контракт в действительности является попыткой вклиниться в отношения «Газпрома» с его европейскими контрагентами. Собственно, это продолжение более ранней инициативы Украины по переносу точки продажи газа. Если сейчас его фактически продает «Газпром» на границах Украины со странами Европы, то Киев хочет, чтобы российская компания продавала газ на российско-украинской границе (см. врез).

«Это классический украинский шантаж, — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Киев в очередной раз ясно дает понять, что не намерен выполнять контрактные обязательства».

А Европа, по словам Гривача, такое поведение Украины поощряет, в то время как единственным средством здесь является жесткая критика и полное неприятие позиции.

Эксперт отмечает, что заявление об отсутствии транзитных гарантий прозвучало накануне встречи российского президента Владимира Путина с украинским коллегой Петром Порошенко (в пятницу они должны встретиться в Милане, предполагается, что будет обсуждаться и газовая тематика). «И заявление исходит от радикальной части украинского истеблишмента в лице Арсения Яценюка», — указывает Гривач.

Обеспокоенная ситуацией Еврокомиссия призывает страны Евросоюза кооперироваться в газовой сфере для борьбы с возможными перебоями поставок российского газа. По результатам стресс-тестов ЕК транзит через Украину может быть прерван на длительный срок (до полугода). Впрочем, в отчете отмечается, что это не прогноз, а лишь предположение.

Европа еще в начале осени выражала опасения по поводу надежности транзита через Украину. Дело в том, что украинский «Нафтогаз», не получающий российский газ с середины июня (из-за долга в $5,3 млрд «Газпром» перевел Киев на предоплатную схему поставок), в период холодов может начать несанкционированный отбор газа из транзитных объемов. Кстати, об этом же ранее предупреждал глава «Газпрома» Алексей Миллер. И в этом случае российская монополия будет вынуждена перекрыть транзит, как это было зимой 2008–2009 годов, в результате чего некоторые страны Европы на несколько дней фактически остались без газа.

Еврокомиссия в своем отчете указывает, что отсутствие поставок в течение длительного времени будет иметь значительные последствия как для стран Евросоюза, так и для государств, в ЕС не входящих.

«Финляндия, Эстония, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия недополучат как минимум 60% газа, который им необходим», — предупреждает ЕК. Причем нехватка газа в этом случае скажется не только на промышленности, но и на домохозяйствах.

По словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, если страны ЕС будут «работать вместе, а не принимать чисто национальные меры», пострадает меньшее количество потребителей.

«Европейский союз напоминает лоскутное одеяло — несмотря на то что страны Европы вроде бы состоят в одной организации и выступают под одним флагом, на деле получается, что каждая страна решает свои проблемы (в том числе и газовые) в одиночку», — комментирует вице-президент Argus Вячеслав Мищенко.

По словам эксперта, ряд стран Евросоюза имеют возможность диверсифицировать поставки газа (например, Германия и Франция) или озаботились тем, чтобы получать российский газ бесперебойно (как, например, Польша, получающая газ по газопроводу Ямал — Европа через Белоруссию. «Но другие страны, такие как Венгрия, Словакия и, особенно, Болгария, в случае прекращения транзита через Украину останутся фактически отрезаны от газовых поставок, — говорит Мищенко. — Причем проблеме уже не один год, но со времен кризиса 2008–2009 годов она так и не решена окончательно».

В этом свете, по мнению Мищенко, наиболее действенной кооперацией для стран ЕС будет снятие ограничений по транспортировке российского газа через газопровод OPAL (в него поставляется газ из российской трубы «Северный поток») и — на будущее — по трубопроводу «Южный поток». Сейчас «Газпром» из-за положений Третьего энергетического пакета ЕС имеет право на заполнение лишь половины OPAL (его полная мощность составляет 36 млрд кубометров в год). Третий энергопакет требует предоставлять конкурентный доступ в трубу, то есть должны присутствовать поставщики помимо «Газпрома». Однако на деле других поставщиков в OPAL просто нет. Реализация «Южного потока» растягивается во времени также из-за претензий Еврокомиссии, связанных с Третьим энергопакетом. Здесь, помимо доступа других поставщиков, возникает проблема собственника газа — согласно нормам ТЭП, собственник не имеет права одновременно заниматься транспортировкой, а контрольный пакет «Южного потока» принадлежит «Газпрому».

Именно о «Южном потоке» и газопроводе OPAL говорил в четверг президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Сербию.

«Проблема транзита через территорию Украины остается, — заявил Путин в интервью сербскому изданию «Политика». — Одно из наиболее очевидных решений — диверсификация маршрутов доставки».

По словам российского президента, необходимо разблокировать ситуацию с «Южным потоком» — этот проект «ощутимо повлияет на энергобезопасность Европы», и выиграют от этого все. Кроме того, отметил Путин, Россия рассчитывает на то, что в ближайшее время Еврокомиссия урегулирует вопрос с доступом к газопроводу OPAL.

Эттингер в четверг заявил, что «Южный поток» является «в полной мере приемлемым» проектом для Европы, но не приоритетным. В качестве приоритета, по словам еврокомиссара, выступает газопровод «Южный коридор», по которому в ЕС должен пойти газ из Азербайджана. Что касается OPAL, ЕК явно не торопится принимать решение. Европейская комиссия неоднократно переносила дату окончательного вердикта по этому вопросу. Последнее заявление ЕК гласило, что решение будет принято после очередных трехсторонних переговоров по газу с участием России, Украины и ЕС, которые должны состояться 21 октября в Брюсселе. Гюнтер Эттингер в четверг выразил надежду, что на следующей неделе договоренность об украинских поставках будет наконец достигнута.

Но, судя по поведению Украины, она не готова к хоть сколько-нибудь конструктивному диалогу. Москва предложила Киеву снижение цены с нынешних $485 до $385 и возобновление поставок, но — лишь при условии частичного погашения долга ($3,1 млрд несколькими траншами). Украину вначале не устроили сроки выплат, а затем украинские власти заявили, что готовы начать расплачиваться по долгам лишь после того, как Россия возобновит поставки. Плюс новые требования по пересмотру транзитного договора и компенсации недопрокачанных объемов.

«Позиция Украины говорит об абсолютной неготовности к диалогу, — отмечает источник на российском газовом рынке. — Постоянные новые требования — заведомо неприемлемые — говорят о том, что Киев всерьез готовится к сценарию, при котором «Нафтогаз» начнет несанкционированный отбор, «Газпром» будет вынужден перекрыть транзит, в результате чего пострадают все и ситуация крайне обострится.

Складывается ощущение, что Киев сознательно идет на это, хотя с точки зрения экономики такую позицию объяснить невозможно».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 16.10.2014

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики