Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ и ныне там

Газ и ныне там

Россия и Украина не пришли к соглашению о возобновлении поставок газа, несмотря на принципиальные договоренности лидеров «нормандской четверки» на прошлой неделе. ЕС так и не нашел денег, чтобы заплатить за газ для Украины, и предложил ввести в схему поставок европейского посредника. Но «Газпром» такой вариант не устраивает. Отсутствие средств и грядущая смена переговорщиков со стороны Еврокомиссии могут отложить разрешение конфликта до конца года.

Газовые переговоры между Россией и Украиной при посредничестве ЕС вновь провалились. Москва не скрывала — главной причиной провала стало то, что Брюссель не смог найти для Киева $1,6 млрд, которые тот направил бы на покупку газа у «Газпрома» по предоплате. Неделю назад президент Владимир Путин по итогам переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом говорил, что европейцы могут выплатить украинский газовый долг, выделив бридж-кредит или организовав гарантии Европейского банка. Но до сих пор ни одно официальное лицо ЕС не подтвердило, что вопрос рассматривается. Так, еврокомиссар Гюнтер Эттингер дал понять, что Украина должна сама найти деньги, в том числе задействовав уже выделенную ЕС макроэкономическую помощь. «В ближайшие несколько дней мы будем делать все, чтобы наши украинские друзья назвали конкретную сумму платежа, которая может быть использована на оплату газа»,- сказал он.

Если вопрос отсутствия денег у Украины является ключевым для России и ЕС, то Киев приводит другие причины неудачи переговоров. По словам главы украинского Минэнерго Юрия Продана, «Газпром» отказывается дать юридические гарантии того, что цена поставок до 31 марта 2015 года останется неизменной на уровне $385 за тысячу кубометров, а объем составит не менее 4 млрд кубометров. В «Газпроме», по данным «Ъ», эти требования воспринимают как уловку, которая может ослабить позиции монополии в Стокгольмском арбитраже. Глава российского Минэнерго Александр Новак заявил после переговоров, что «Газпром» не может пойти на изменение контракта с «Нафтогазом Украины», пока продолжается разбирательство в арбитраже, и именно поэтому обязательства российской стороны предлагается закрепить межправительственным соглашением, а не коммерческим юридически обязывающим контрактом.

ЕС одним из возможных выходов видит использование компании-посредника между «Газпромом» и «Нафтогазом». «Мы предложили следующее: если „Нафтогаз“ не сможет заплатить, то европейская компания может взять на себя оплату этого газа и потом перепродать „Нафтогазу“,- пояснил Гюнтер Эттингер.- Не исключено также, что плата за транзит российского газа может использоваться для оплаты (поставок на Украину.- „Ъ“)». По данным «Ъ», это предложение исходило от Киева и вошло в переговорную позицию Украины и ЕС по итогам консультаций Гюнтера Эттингера и премьера Арсения Яценюка 20 октября.

«Главная причина необходимости европейского посредника-то, что „Газпром“ не хочет включать в договор пункт об ответственности за недопоставку топлива и штрафах за это»,- пояснил «Ъ» источник в украинском Минэнерго. По его словам, Киев опасается, в частности того, что «Газпром» в случае резких перепадов температуры не будет гибко увеличивать поставки, а это чревато перебоями с газоснабжением на Украине, поскольку «в стране минимум газа в хранилищах» и пики потребления будет сложно покрыть полностью. Собеседник «Ъ», знакомый с позицией Еврокомиссии, добавляет, что европейцы опасаются давать деньги напрямую «Нафтогазу»: «Компания непрозрачна, там огромное перекрестное субсидирование и низкий уровень платежей потребителей, непонятно, как отслеживать, куда пойдут деньги».

Первый зампред правления «Нафтогаза» Сергей Перелома сообщил вчера, что уровень платежей потребителей в этом году составляет 54%. По словам источника «Ъ», участие известной европейской газовой компании облегчило бы ЕС задачу сбора средств. Вчера Александр Новак сообщил, что в качестве посредника предлагалась французская GDF Suez, в компании отказались от комментариев.

Российско-украинские газовые отношения почти всегда держались на посреднических схемах: в начале 2000-х среднеазиатский газ на Украину поставляла «Итера», затем ее сменил швейцарский трейдер «Росукрэнерго». После подписания действующего контракта в 2009 году между «Газпромом» и «Нафтогазом» посредника ликвидировали, но структуры его совладельца Дмитрия Фирташа продолжала закупать газ по цене на треть ниже, чем у «Нафтогаза». На этот раз «Газпром» воспринял идею посредника откровенно враждебно. Глава монополии Алексей Миллер подчеркнул, что «Газпром» не будет продавать европейской компании газ на границе России и Украины. «Для Украины выгодно наличие посредника, поскольку он возьмет на себя все риски работы с „Газпромом“, и тот не сможет больше склонить „Нафтогаз“ на подписание невыгодного контракта»,- считает эксперт украинского Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его мнению, европейская компания, такая как GDF Suez, будет менее восприимчива к давлению со стороны «Газпрома» и сможет занять более жесткую переговорную позицию.

Следующий раунд переговоров назначен на 29 октября, при этом уже 31 октября истекает мандат действующего состава Еврокомиссии. Это значит, что занимающийся газовыми проблемами около десяти лет Гюнтер Эттингер передаст пост испанцу Мигелю Ариасу Каньете (был министром сельского хозяйства в правительстве Мариано Рахоя). По мнению собеседников «Ъ», новому человеку потребуется время, чтобы войти в курс дела, что может дополнительно затянуть переговоры. При этом для «Нафтогаза» отопительный сезон-де-факто уже начался: 20 октября объем отбора газа из ПХГ впервые превысил закачку. Текущие запасы в хранилищах позволяют Украине чувствовать себя комфортно до Нового года. «Еврокомиссия сама затянула время, ничего не сделав в течение лета, и теперь, даже если европейцы согласятся дать деньги, это потребует сложных и длительных процедур»,- говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. В то же время, добавляет он, после парламентских выборов на Украине, перед которыми любая договоренность украинского правительства с «Газпромом» столкнулась бы с жесткой критикой со стороны политических соперников Арсения Яценюка, гибкость Киева в ходе переговоров может увеличиться.

Авторы: Юрий Барсуков; Олег Гавриш, Киев

Источник: Коммерсантъ, 23.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики