Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый саботаж: на что играют Яценюк и Порошенко

Газовый саботаж: на что играют Яценюк и Порошенко

Выборы на Украине прошли, а газовый вопрос остался. Более того, итоги голосования скорее настраивают нас на пессимистичный лад. У Украины теперь два руководителя, но оба как будто соревнуются друг с другом в том, как ситуацию довести до критической. Вместо того, чтобы накануне зимы уже договориться наконец-то с Россией по газу, и Порошенко, и Яценюк делают все, чтобы соглашения развалить.

Что мы имеет на сегодняшний момент? Мы имеет1 согласованную и с Европой, и с Украиной модель компромисса. Она, судя по всему, меняться не будет. Вот ее параметры 

  1. должна погасить 1,45 млрд долларов.
  2. Россия снижает на отопительный сезон цену на 100 долларов – до 385 долларов.
  3. Украина должна внести предоплату за ноябрь, а потом и за декабрь, по новой льготной цене. Украина просит по 2 млрд кубометров ежемесячно
  4. Долг за 2 квартал пересчитывается по цене в 385 долларов. При этом 1,6 млрд долларов Украина может заплатить до 31 декабря 2014 года.  

Таким образом, чтобы возобновить поставки газа, Украине вовсе не надо платить 3,1 млрд долларов, как пишет сегодня демократическая пресса, трактуя пятничные слова Путина на Валдае. На самом деле заплатить нужно 1,45 млрд (долг за 2013 год) + 770 млн (2 млрд кубометров * 385 долларов за тысячу кубометров) = 2,22  млрд долларов. 

Да, в конце ноября нужно найти еще 770 млн долларов (предоплата за декабрь). И до конца года – еще 1,6 млрд. Но это потом.

Схему можно запускать хоть завтра. Но она никак не запустится. Украина согласна со всеми наши условиями – удивительно, но это так. Но платить не хочет. При том, что, по версии триумфатора выборов в Раду Яценюка, у нее есть 3,1 млрд долларов – транш кредит от МВФ.

Почему же Украина не хочет платить за газ? Версий три. Версия первая - Яценюк отрабатывает обязательства перед США и сознательно играет на разрыв отношений с Россией. Наука тут, что называется, бессильна – переговоры на этом можно смело прекращать - шансов на успех нет.

Версии вторая – деньги МВФ на самом деле давно украли. И признавать этого не хотят. Тоже грустно - тогда Украина будет опять же срывать договоренности, чтобы скандальная история не всплыла наружу.

Третья версия – Украина занимается любимым делом – шантажом на грани фола. Украина надеется, что либо Россия испугается, либо Европа. Собственно, нам пугаться нечего. Да, если Украина начнет воровать газ, придется перекрывать транзит. Но Европа знала об этом заранее. Так что нам предъявлять претензии довольно сложно. Мы потеряем деньги, но сидеть в неотапливаемых помещениях нам не придется. Более того, мы искали компромисс до последнего. Даже поставки газа шли до 16 июня без оплаты, в долг, хотя мы с Украиной  уже находились в, мягко говоря, сложных политических отношениях.

Так что я сомневаюсь в том, что  Россия согласится на новые уступки.

Остается Европа. С ней все намного сложнее.  Системно решать проблему Украины она не хочет. Удивительно, но Европа, которую называют Старым светом, начинает думать очень короткими интервалами. Да, большая ее часть к перекрытию транзита готова – есть Северный поток, есть запасы в подземных хранилищах. Ну, Балканы и Болгария -  в зоне риска, но их не слишком жалко. Да, эта зима не последняя. Но Европу это не волнует.  Как честно ответил Эттингер после последних переговоров на вопрос о том, что же будет осенью: «Я  уже весной комиссаром по энергетике работать не буду». Плюс ко всему Европа, видимо, уже понимает, что такое Украина. И кормить ее уЕвропу1 нет никакого желания. Отсюда и нежелание давать ей новые кредиты до нового года, о чем подробно рассказал Путин в пятницу. Скажем, Запад уверяет, что Украина точно получит новый кредит в начале следующего года. Но не хочет выдать краткосрочный кредит, который можно будет вернуть сразу после получения нового транша МВФ. Отсюда же и какие-то глупые идеи с посредником. России предлагается продать 2 млрд кубометров не «Нафтогазу», а какой-то европейской компании, которая потом продаст его Украине.  Если у «Нафтогаза» есть деньги, то зачем посредник?   Если их нет, то с чего вдруг посредник будет бесплатно поставлять газ Украине? Видимо, Европа не может напрямую сказать, что не хочет давать денег Украине.  Вот и придумывает такие схемы, с которыми Москва не согласится. Чтобы всю ответственность переложить на нее.

Видимо, Украине нужно переходить к более серьезному шантажу. Ну, например, можно пригрозить рвануть ядерный реактор, если деньги не будут предоставлены. Другого пути не просматривается. Не знаю, готов ли уже дуумвират к такого рода чудачествам или пока еще нет. В любом случае от переговоров в среду я уже не жду позитивных новостей. 

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Expert online, 28.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики