Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: выборы на Украине не повлияют на оплату газовых долгов

Эксперты: выборы на Украине не повлияют на оплату газовых долгов

В среду должны состояться очередные трехсторонние переговоры по газу между Россией, Украиной и Евросоюзом

В Брюсселе в среду состоятся очередные трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом по урегулированию проблем поставок российского газа на Украину. Основной вопрос, по которому не удалось договориться в ходе предыдущей встречи, — как будут профинансированы выплаты по долгам. От ответа на него зависит результат переговоров, уверены опрошенные ТАСС эксперты. Политические лидеры стран — участниц переговоров перед встречей в Брюсселе настроены оптимистично.

 

Президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе состоявшегося на прошлой неделе телефонного разговора выразили надежду на результативность предстоящих консультаций, сообщала пресс-служба Кремля.

«Подчеркнута важность достижения договоренностей по газовой тематике. Выражена надежда, что предстоящий 29 октября в Брюсселе очередной раунд трехсторонних консультаций между представителями России, Украины и Европейского союза будет результативным», — отмечается в сообщении. А президент Украины Петр Порошенко заявил в эфире Первого национального телеканала: «Очень вероятно, что мы найдем компромисс по газу в ближайшую среду».

«Посмотрим», — скептичен высокопоставленный источник в российской делегации, которая отправится на переговоры по газу. По словам другого источника, вечером вторника российские переговорщики проводят финальное совещание.

Шанс на успешное завершение переговоров в среду — 50 на 50, осторожен в оценках и замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «В пользу положительного исхода встречи говорят состоявшиеся на Украине выборы, признанные Россией, против — отсутствие информации по вариантам финансирования Украины для погашения ею газовых долгов», — говорит эксперт.

Источник, знакомый с содержанием предыдущих трехсторонних консультаций, утверждает, что прямой зависимости между украинскими выборами и возможными договоренностями по газу нет. «Это область высоких политических решений, которые связаны не только с расстановкой сил на Украине, но и в Евросоюзе», — подчеркнул он.

Итоги предыдущей встречи

По результатам предыдущей трехсторонней встречи — 21 октября в Брюсселе — договориться об источниках покрытия долга Украины за российский газ не получилось. Официальный Киев должен выплатить «Газпрому» суммарно $5,3 млрд, из которых для возобновления поставок требуется погасить $1,45 млрд.

Россия ожидает, что ЕС предоставит Украине средства на выплату долгов. «Мы считаем, что возможные источники — гарантии первоклассных европейских банков, бридж-кредиты, средства ЕБРР или Еврокомиссии», — отметил после последних переговоров министр энергетики России Александр Новак.

Но первый транш Международного валютного фонда поступит на Украину только в 2015 году. А Еврокомиссия сможет в ближайшее время предоставить Украине только $1 млрд, заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Официальный Киев рассчитывал на большую сумму.

«Результаты встречи прежде всего будут зависеть от решения вопроса с финансированием поставок российского газа. ЕС до сих пор четко не заявил, что даст Украине финансовые гарантии, и не ускорил процесс предоставление кредитов. Украина заявила о готовности внести предоплату за новые поставки газа, но у них нет средств на погашение долга», — замечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Ранее Центробанк Украины сообщал, что на счетах «Нафтогаза» остается $3 млрд.

«У компании-де-факто есть деньги на погашение части долга и на предоплату, — напоминает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. — С правовой точки зрения препятствий для подписания завтра окончательного соглашения по временным поставкам российского газа на Украину нет».

А политические амбиции Гюнтера Эттингера, срок пребывания которого на посту еврокомиссара по энергетике истекает в конце октября, на роль «победителя украинского кризиса» могут повысить шансы на успешное завершение переговоров, говорит Гривач.

Если не договорятся

Но если стороны 29 октября вновь не урегулируют все спорные вопросы, то решения газового спора следует ожидать ближе к декабрю, считает Нестеров.

«Месяцы пикового потребления газа — это декабрь, январь и февраль. В ноябре Украина сможет обойтись имеющимися запасами газа, но к декабрю придется договариваться. В течение этого времени может проясниться вопрос с привлечением Украиной европейских кредитов, и должна наступить ясность с руководством энергетического блока в правительстве», — сказал он.

Без поставок российского газа на Украину зимой Землянский не исключает форс-мажора с риском для транзита в Европу. «Если ежемесячно Украина не будет получать до 2 млрд кубометров газа из России, то к январю газ в подземных хранилищах будет исчерпан», — резюмирует он.

Источник: ИТАР-ТАСС, 28.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики