Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ сняли с тормоза

Газ сняли с тормоза

Газовые переговоры России, Украины и ЕС завершились временным успехом. «Газпрому» удалось отстоять основные параметры контракта 2009 года и гарантировать получение денег за газ, тогда как Брюссель в значительной степени снял риски транзита газа через Украину зимой. Киеву пришлось согласиться покупать российский газ по действующему контракту, но теперь на условиях предоплаты, при этом Украина так и не получила от ЕС твердых гарантий помощи при оплате газа.

Россия, Украина и ЕС в ночь на 31 октября все же смогли согласовать схему, по которой Киев получит возможность купить у «Газпрома» газ этой зимой. Временное решение, действующее до конца марта 2015 года, предполагает, что «Нафтогаз Украины» погасит долг перед «Газпромом» в $3,1 млрд и сможет закупить газ по предоплате. Оплата долга пройдет двумя траншами: первый — на $1,45 млрд — предшествует поставкам и, как утверждает Киев, будет направлен в ближайшие дни. Затем Украина должна сделать предоплату за ноябрь — «Газпром» обещает начать поставку газа в течение 48 часов после получения денег. Второй транш — на $1,65 млрд — должен быть направлен до конца года. Его оплата является условием поставок газа в 2015 году.

Цена газа по-прежнему будет определяться по формуле контракта «Газпрома» и «Нафтогаза» от 2009 года с учетом скидки $100 на 1 тыс. куб. м. Скидка дается за счет обнуления экспортной пошлины РФ — премьер Дмитрий Медведев 1 ноября уже подписал соответствующее постановление. Таким образом, в четвертом квартале цена газа для Украины составит $378,2 за 1 тыс. куб. м, а в первом квартале 2015 года упадет из-за текущего снижения цен на нефть. Премьер Украины Арсений Яценюк назвал цену на первый квартал в $365 за 1 тыс. куб. м, в «Газпроме» отметили, что точная цифра будет зависеть от цен на нефть в ноябре—декабре. При этом и цена газа, и размер долга могут быть пересмотрены по решению Стокгольмского арбитража.

Объем газа, который «Нафтогаз» сможет купить, точно не зафиксирован: в подписанном 30 октября дополнительном соглашении к контракту подтвержден лишь максимум суточного отбора в 114 млн куб. м, а также отменено условие take-or-pay. Украинская сторона говорила о необходимости закупки 4 млрд куб. м российского газа в отопительный сезон, в Москве оценивали эти потребности в 5–7 млрд куб. м в зависимости от погоды. «Газпром», судя по словам главы компании Алексея Миллера, исходит из того, что «Нафтогаз» выберет 4 млрд куб. м уже в текущем году — предоплата за месячные поставки в таком случае должна составить $758 млн. «Нафтогазу» это позволит минимизировать отбор из подземных хранилищ и сохранить в них газ для покрытия пиков потребления ранней весной. Но собеседники «Ъ» в Киеве отмечают, что «Нафтогаз» может перенести отбор основного объема на начало 2015 года, дождавшись снижения цены.

«Вряд ли можно сказать, что результат переговоров позитивен для Украины»,- считает Владимир Омельченко из украинского Центра Разумкова. Он отмечает, что Украине сложно было вести переговоры из-за давления России и ЕС, поскольку европейцы заинтересованы прежде всего в гарантиях бесперебойного транзита. Другим осложнившим ситуацию фактором стало истечение срока мандатов текущего состава ЕК: по мнению эксперта, чиновники хотели «красиво уйти», подписав соглашение. Теперь «Нафтогазу» придется «кредитовать „Газпром“» с помощью предоплаты, а в условиях фактического банкротства компании эти средства необходимо выделить из резервов Нацбанка, отмечает господин Омельченко. Глава Нацбанка Валерия Гонтарева сообщила, что с МВФ согласован механизм, который позволит платить за газ напрямую из резервов украинского ЦБ — соответствующее разрешение правительство Украины дало «Нафтогазу» во вторник. Но хотя глава «Нафтогаза» Андрей Коболев и заявил 31 октября, что большую часть соглашения с «Газпромом» профинансируют МВФ и ЕС, о дополнительной помощи Украине со стороны Запада объявлено не было — речь, видимо, идет о следующих траншах по программе макрофинансовой помощи, получение которых Киеву еще предстоит согласовать. «Украина очень рассчитывала получить европейские деньги, но ЕС вместо этого использовал политическое давление для заключения соглашения»,- считает Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. Он отмечает, что риски по-прежнему остаются, потому что Украине может не хватить денег для оплаты газа и погашения второго транша долга.

Договоренность по газу была достигнута на фоне некоторой стабилизации отношений РФ и Украины на базе Минского меморандума. Но после выборов в Донецке и Луганске, результаты которых Киев не признал, продолжение мирного процесса под вопросом. Арсений Яценюк уже предложил прекратить поставку газа в эти регионы, поскольку они не платят. По мнению Владимира Омельченко, Киеву сейчас не стоит торопиться с платежами за газ, поскольку после получения этих денег Москвой «боевики в Донбассе могут активизироваться». Глава российского Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов не согласен: по его мнению, газовые переговоры не связаны непосредственно с ситуацией на востоке Украины и до сих пор Москва и Киев старались держать газовый вопрос в стороне от других противоречий.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсант.RU, 05.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики