Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» не хочет лишних денег

«Нафтогаз» не хочет лишних денег

В Киеве настаивают, чтобы «Газпром» заплатил поменьше

Не успели Киев и Москва закончить переговоры по поставкам газа, как между сторонами опять возник конфликт из-за цены газового транзита. Украина обвинила «Газпром» в том, что тот не оплатил транзит за сентябрь и октябрь, в российской компании заявили, что стороны не могут договориться по базе расчета ставки за транзит в апреле—сентябре. «Газпром» готов заплатить больше, считая ставку от цены на газ $485 за тысячу кубометров, но «Нафтогаз Украины» настаивает на $268 за тысячу кубометров. Вопрос принципиален: любой платеж может стать аргументом той или другой стороны в споре о цене на газ в арбитраже Стокгольма.

 

Президент Украины Петр Порошенко в пятницу в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель заявил, что Киев не получил от «Газпрома» оплату транзита российского газа в Европу за сентябрь—октябрь, хотя оплатил первый транш долга за газ ($1,45 млрд). Вслед за этим украинское Минэнерго сообщило, что «Газпром» не выполняет обязательств в рамках договоренностей об оплате транзита. По расчетам Киева, за сентябрь 2014 года стоимость прокачки составила $64 млн, «Газпром» должен был оплатить счет до 20 октября. За октябрь Россия, по мнению «Нафтогаза Украины», должна до 20 ноября заплатить $88 млн.

 

Ставка транзита российского газа через Украину по контракту 2009 года определяется по формуле на основе цены газа для Украины. В «Газпроме» отсутствие платежей объяснили тем, что стороны не могут договориться о базе расчета стоимости транзита. «„Газпром“ хочет заплатить больше, чем ждет от нас украинская сторона»,- отметил представитель монополии Сергей Куприянов. По его словам, «Газпром» рассчитывает цену по формуле, указанной в контракте (то есть $485 за тысячу кубометров после отмены с 1 апреля скидок), а «Нафтогаз» считает по «своей цене». Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, пояснил, что речь идет об уровне $268 за тысячу кубометров, которая действовала с начала года по конец марта. При этом собеседник «Ъ» удивляется, почему Киев говорит о неоплаченном счете за октябрь, если срок оплаты — еще полторы недели. Принципиальность этих разногласий в том, что «Газпром» и «Нафтогаз» спорят в Стокгольмском арбитраже о цене на газ для Украины, и транзитная ставка может быть использована как аргумент в суде.

«Газпром» в конце августа уже пытался заплатить $10,54 млн за транзит, исходя из того, что выданный в июне 2013 года аванс на транзит в $1 млрд в июле исчерпался. Монополия объясняла это тем, что выдавался он при уровне цены $400 за тысячу кубометров (в этом случае денег должно было хватить до начала 2015 года), а затем цена выросла до $485 за тысячу кубометров. Но «Нафтогаз» вернул деньги, ссылаясь на то, что есть остаток аванса, исходя из цены $268,5 за тысячу кубометров. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, сейчас «Газпром» собирается доплатить за транзит с апреля по октябрь (с учетом предоплаты) $360 млн, в то время как Киев хочет получить только $190 млн. По расчетам замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, Украина считает транзит по $46 за тысячу кубометров, в то время как «Газпром» — по $48,3, тогда платеж, по версии российской монополии, должен составить около $400 млн, а по версии Украины,- около $200 млн.

Сергей Куприянов уверен, что стороны найдут решение проблемы и «все будет сделано в соответствии с духом брюссельских договоренностей». Речь идет о соглашениях России, Украины и ЕС о временных условиях поставок газа для Украины этой зимой. По «зимнему пакету», цена российского газа будет компромиссной — $378 за тысячу кубометров до конца года (с января по март ее скорректируют в зависимости от цен на нефть). При этом в договоренностях в Брюсселе было отдельно оговорено, что они не будут использоваться при разбирательствах в Стокгольме. По мнению источника «Ъ» в отрасли, аналогичная договоренность может быть заключена и по транзиту.

Авторы: Ольга Мордюшенко, Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 10.11.2014

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики