Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для России страшнее не падение цен на нефть, а сокращение ее добычи» (аудио)

«Для России страшнее не падение цен на нефть, а сокращение ее добычи» (аудио)

Госдума приняла закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. В рамках нововведений предлагается поэтапно за три года сократить вывозные таможенные пошлины на нефть. В то же время ставка на добычу нефтепродуктов и газового конденсата будет увеличена. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что налоговый маневр повлечет за собой проблемы.

Последнее время часто приходится слышать о том, что налоговый режим для бизнеса не должен ухудшаться. Трудно с этим спорить. Как можно получить экономический рост, если растут налоги? Однако есть и другая задача: увеличение социальных и прочих бюджетных выплат, что, как известно, требует как раз роста фискальной нагрузки. Вот такая вот загогулина. Что же с этим делать? Под раздачу традиционно попала нефтяная отрасль, выступающая в роли дойной коровы. К ней применили удушающий прием, с особым цинизмом названный налоговым маневром. Суть его изначально заключалась в сокращении экспортной пошлины и росте налога на добычу полезных ископаемых, а также в переносе нагрузки с добычного сегмента на сегмент переработки.

У налогового маневра есть сразу несколько крупных проблем. Прежде всего, он приведет к общему росту сборов с отрасли, которая сталкивается с задачей наращивания инвестиций в новые проекты. Иначе перспектива падения добычи становится вполне реальной. Кроме того, маневр порождает иллюзию позитивных изменений в фискальном регулировании отрасли. Минфин говорит о внедрении лучших мировых практик. Но этого как раз и не происходит. В России одна из самых высоких фискальных нагрузок на нефтяную отрасль. При этом кабмин упорно не желает переходить на другой принцип взимания налогов — не с выручки, а с прибыли. Минфин, скажем, предлагает провести эксперимент длиною в 10-15 лет, после чего и принимать решение. Это можно расценить только как неудачную шутку — если экспериментировать по 15 лет, то улучшений дождешься уже в следующей жизни.

Маневр также показывает, что государство склонно постоянно переписывать правила игры. Так, в финальной стадии маневра кабмин придумал повысить акцизы на топливо стандарта Евро-5, что, естественно, приведет к росту цен на бензин. Конечно, все это объясняется благородными соображениями: правительство хочет наполнить местные дорожные фонды. Но регионам рано радоваться. Рост НДПИ будет сокращать размер налога на прибыль, который попадает в территориальные бюджеты. В общем, куда ни кинь везде клин. Автолюбители получат бензин по 45 руб. за литр. Производители качественного топлива будут наказаны за свои инвестиции в модернизацию НПЗ. Естественно, их доверие к государству только укрепится — в кавычках, конечно.

Бюджет же допдоходы не выручат. Да и дойную корову тоже нужно иногда кормить, а то молока она давать не будет. Я всегда говорил о том, что для нас страшнее не падение цен на нефть, а возможное сокращение добычи. Некоторые нефтяные компании уже потянулись к кассе в виде ФНБ. Возникает глупая ситуация: одной рукой государство увеличивает налоги на отрасль, а другой выдает отдельным компаниям новогодние подарки. Логики в этом я, честно говоря, не вижу.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики