Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для России страшнее не падение цен на нефть, а сокращение ее добычи» (аудио)

«Для России страшнее не падение цен на нефть, а сокращение ее добычи» (аудио)

Госдума приняла закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. В рамках нововведений предлагается поэтапно за три года сократить вывозные таможенные пошлины на нефть. В то же время ставка на добычу нефтепродуктов и газового конденсата будет увеличена. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что налоговый маневр повлечет за собой проблемы.

Последнее время часто приходится слышать о том, что налоговый режим для бизнеса не должен ухудшаться. Трудно с этим спорить. Как можно получить экономический рост, если растут налоги? Однако есть и другая задача: увеличение социальных и прочих бюджетных выплат, что, как известно, требует как раз роста фискальной нагрузки. Вот такая вот загогулина. Что же с этим делать? Под раздачу традиционно попала нефтяная отрасль, выступающая в роли дойной коровы. К ней применили удушающий прием, с особым цинизмом названный налоговым маневром. Суть его изначально заключалась в сокращении экспортной пошлины и росте налога на добычу полезных ископаемых, а также в переносе нагрузки с добычного сегмента на сегмент переработки.

У налогового маневра есть сразу несколько крупных проблем. Прежде всего, он приведет к общему росту сборов с отрасли, которая сталкивается с задачей наращивания инвестиций в новые проекты. Иначе перспектива падения добычи становится вполне реальной. Кроме того, маневр порождает иллюзию позитивных изменений в фискальном регулировании отрасли. Минфин говорит о внедрении лучших мировых практик. Но этого как раз и не происходит. В России одна из самых высоких фискальных нагрузок на нефтяную отрасль. При этом кабмин упорно не желает переходить на другой принцип взимания налогов — не с выручки, а с прибыли. Минфин, скажем, предлагает провести эксперимент длиною в 10-15 лет, после чего и принимать решение. Это можно расценить только как неудачную шутку — если экспериментировать по 15 лет, то улучшений дождешься уже в следующей жизни.

Маневр также показывает, что государство склонно постоянно переписывать правила игры. Так, в финальной стадии маневра кабмин придумал повысить акцизы на топливо стандарта Евро-5, что, естественно, приведет к росту цен на бензин. Конечно, все это объясняется благородными соображениями: правительство хочет наполнить местные дорожные фонды. Но регионам рано радоваться. Рост НДПИ будет сокращать размер налога на прибыль, который попадает в территориальные бюджеты. В общем, куда ни кинь везде клин. Автолюбители получат бензин по 45 руб. за литр. Производители качественного топлива будут наказаны за свои инвестиции в модернизацию НПЗ. Естественно, их доверие к государству только укрепится — в кавычках, конечно.

Бюджет же допдоходы не выручат. Да и дойную корову тоже нужно иногда кормить, а то молока она давать не будет. Я всегда говорил о том, что для нас страшнее не падение цен на нефть, а возможное сокращение добычи. Некоторые нефтяные компании уже потянулись к кассе в виде ФНБ. Возникает глупая ситуация: одной рукой государство увеличивает налоги на отрасль, а другой выдает отдельным компаниям новогодние подарки. Логики в этом я, честно говоря, не вижу.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.11.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики