Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для России страшнее не падение цен на нефть, а сокращение ее добычи» (аудио)

«Для России страшнее не падение цен на нефть, а сокращение ее добычи» (аудио)

Госдума приняла закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. В рамках нововведений предлагается поэтапно за три года сократить вывозные таможенные пошлины на нефть. В то же время ставка на добычу нефтепродуктов и газового конденсата будет увеличена. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что налоговый маневр повлечет за собой проблемы.

Последнее время часто приходится слышать о том, что налоговый режим для бизнеса не должен ухудшаться. Трудно с этим спорить. Как можно получить экономический рост, если растут налоги? Однако есть и другая задача: увеличение социальных и прочих бюджетных выплат, что, как известно, требует как раз роста фискальной нагрузки. Вот такая вот загогулина. Что же с этим делать? Под раздачу традиционно попала нефтяная отрасль, выступающая в роли дойной коровы. К ней применили удушающий прием, с особым цинизмом названный налоговым маневром. Суть его изначально заключалась в сокращении экспортной пошлины и росте налога на добычу полезных ископаемых, а также в переносе нагрузки с добычного сегмента на сегмент переработки.

У налогового маневра есть сразу несколько крупных проблем. Прежде всего, он приведет к общему росту сборов с отрасли, которая сталкивается с задачей наращивания инвестиций в новые проекты. Иначе перспектива падения добычи становится вполне реальной. Кроме того, маневр порождает иллюзию позитивных изменений в фискальном регулировании отрасли. Минфин говорит о внедрении лучших мировых практик. Но этого как раз и не происходит. В России одна из самых высоких фискальных нагрузок на нефтяную отрасль. При этом кабмин упорно не желает переходить на другой принцип взимания налогов — не с выручки, а с прибыли. Минфин, скажем, предлагает провести эксперимент длиною в 10-15 лет, после чего и принимать решение. Это можно расценить только как неудачную шутку — если экспериментировать по 15 лет, то улучшений дождешься уже в следующей жизни.

Маневр также показывает, что государство склонно постоянно переписывать правила игры. Так, в финальной стадии маневра кабмин придумал повысить акцизы на топливо стандарта Евро-5, что, естественно, приведет к росту цен на бензин. Конечно, все это объясняется благородными соображениями: правительство хочет наполнить местные дорожные фонды. Но регионам рано радоваться. Рост НДПИ будет сокращать размер налога на прибыль, который попадает в территориальные бюджеты. В общем, куда ни кинь везде клин. Автолюбители получат бензин по 45 руб. за литр. Производители качественного топлива будут наказаны за свои инвестиции в модернизацию НПЗ. Естественно, их доверие к государству только укрепится — в кавычках, конечно.

Бюджет же допдоходы не выручат. Да и дойную корову тоже нужно иногда кормить, а то молока она давать не будет. Я всегда говорил о том, что для нас страшнее не падение цен на нефть, а возможное сокращение добычи. Некоторые нефтяные компании уже потянулись к кассе в виде ФНБ. Возникает глупая ситуация: одной рукой государство увеличивает налоги на отрасль, а другой выдает отдельным компаниям новогодние подарки. Логики в этом я, честно говоря, не вижу.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.11.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики