Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «80% СПГ-терминалов ЕС пустуют. Литва не будет исключением»

К. Симонов: «80% СПГ-терминалов ЕС пустуют. Литва не будет исключением»

Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) выпустил новый доклад о проблемах газообеспечения Европы. Глава фонда Константин Симонов должен был презентовать его в Латвии, однако был депортирован в тот же день без объяснения причин такого решения. Портал RuBaltic.Ru побеседовал с экспертом об основных тезисах доклада, а также узнал, что ждёт Литву в её упорном бою за энергетическую независимость, у Константина СИМОНОВА:

 

- Константин Васильевич, о чём именно Вы собирались рассказать на встрече с жителями Риги?

- ФНЭБ выпустил новый доклад, посвящённый проблемам газообеспечения Европы. Я собирался представить его, рассказать подробнее о некоторых тезисах. Если говорить именно о сжиженном природном газе (СПГ), то по итогам 2013 г. поставки СПГ на рынки ЕС снизились до 40 млрд. кубометров, что вдвое меньше уровня 2010 - 2011 гг. Кроме того, судя по динамике за первые несколько месяцев 2014 г., тенденция к снижению сохраняется.

Значительное недоиспользование мощностей по регазификации СПГ в ЕС, с одной стороны, свидетельствует о том, что европейский рынок в его нынешнем состоянии непривлекателен для поставщиков сжиженного газа, в том числе для европейских компаний, законтрактовавших сжиженный газ у производителей по долгосрочным контрактам. С другой - Евросоюз по умолчанию располагает резервом для увеличения импорта СПГ в случае форс-мажорных обстоятельств с уплатой соответствующей рыночной наценки или при изменении конъюнктуры рынка.

 

- А Литва как раз заканчивает строительство терминала в Клайпеде...

- По нашим оценкам, цена литовского газа превысит российскую в среднем на 20%.

По идее, главная задача при капитализме – удешевление экономических процессов. А здесь наоборот происходит подорожание исключительно по политическим причинам. Грубо говоря, отказ от российского газа и желание платить в разы больше. Это ведь глупо.

Моя мысль проста – давайте вернём экономику в газовый бизнес и будем считать, какие поставки выгодны, а какие нет.

Зачем тратить огромные деньги на инфраструктуру, которая будет стоять пустой или же заполненной дорогим газом.

 

- А ещё Литва и Польша собираются строить газопровод между польским городом Рембельшин и литовским Янюнай. По предварительным данным, работа завершится к 2019 году и обойдётся двум странам в 136 млн. евро. Как Вы оцениваете этот проект?

- Сейчас в Европе стало очень популярно говорить об интерконнекторах, соединяющих несколько стран. В своё время страны Балтии придумали красивую пиаровскую концепцию – энергетический остров. Заявили, что они зависят только от России и Европе необходимо спасти их, забрав с данного острова. Следует построить газопроводы, СПГ-терминалы и прочее. Сейчас это и реализуется. Однако главный вопрос, который надо задать европейцам, – посчитали ли они объёмы газа, которые им требуются? Вопрос принципиальный. К примеру, у вас два бассейна и вы думаете, как наполнить их водой. Вместо того чтобы сообразить, как вода попадёт извне в бассейны, люди зачем-то строят трубы между ними. А если воды не будет, то какой смысл в этих соединениях?

Вообще, в Европе любят увлекаться инфраструктурой. Это ярко иллюстрируют СПГ-терминалы. 80% из них на данный момент стоят пустыми. А о поставках газа никто уже не думает.

Так что труба между Польшей и Литвой совершенно ничего не решает. Литва построила СПГ-терминал, Польша тоже владеет терминалом, и основная идея состоит в том, что страны хотят перегонять друг другу лишние объёмы продукции, если таковые будут. Но вряд ли они появятся. А самое главное, что цена на СПГ-продукцию будет просто фантастической.

Что касается газопровода, была ещё одна гениальная идея - построить его между Польшей и Хорватией, где планировалось строить СПГ-терминал. И более того: Украина захотела брать газ из этой трубы. Но проблема в том, что на польском терминале свободного газа не будет, а в Хорватии уже передумали что-то строить.

 

- Чем может закончиться вся эта история с клайпедским терминалом и желанием Литвы приобрести энергетическую независимость?

- Более дорогим газом – это точно. И думаю, что судами и уголовными делами. По-хорошему, в демократической стране так и должно быть. Ведь такого рода решения приводят к серьёзному росту расходов бюджета Литвы. Труба с Польшей тоже не повысит энергобезопасность страны, а лишь увеличит траты.

 

- То есть и продавать свою СПГ-продукцию Литва вряд ли сможет?

 

- Разумеется. Кому она собирается её реализовывать? А конкуренция нарастает: вот уже финны с эстонцами собираются что-то строить, скоро у каждой страны будут свои терминалы.

 

- В 2015 г. истекает договор Литвы с «Газпромом». Продлит ли страна соглашение о поставках газа?

 

 

- Думаю, что Литва будет настаивать на краткосрочных отношениях. Посмотрим, что на это скажет «Газпром». Пока у страны нет альтернативы, терминал не решает проблемы. Для «Газпрома» Литва не играет большой роли, поставки не столь высоки. Ожидается, скорее всего, драматичный торг.

Автор: Александра Рыбакова
 
Источник: RuBaltic.Ru, 21.11.2014

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики