Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сланцевая лихорадка покидает Польшу

Сланцевая лихорадка покидает Польшу

Когда был заявлен тезис о том, что сланцевый газ – это пузырь, который лопнет, над ним активно смеялись и предрекали сланцевому газу триумфальное шествие по планете. Однако этого пока не получается – проекты по добыче сланцевого газа схлопываются то в одной стране, то в другой.

Адепты неминуемого триумфального шествия так называемой «сланцевой революции» по миру последние недели получают один тяжелый психологический удар за другим. Плохие новости приходят из самых «перспективных» как нам говорили еще недавно, стран. Авторитетная The Financial Times констатировала, что Польше, которая собиралась стать нетто-экспортером газа благодаря разработке сланцевых ресурсов, бум не грозит – оттуда бегут иностранные инвесторы. Затем власти Китая (американцы объявили КНР обладателем крупнейших ресурсов сланцевого газа в мире) в 3 раза снизила план по добыче сланцевого газа на 2020 год со 100 до 30 млрд кубометров в год из-за «сложной геологии».  По простому говоря, это значит, что Китаю уже через 5 лет понадобится дополнительно 70 млрд кубометров импортного газа для покрытия перспективного баланса или же ревизии придется подвергать весь план оптимизации потребления угля в Поднебесной. Ну и главный удар под дых – снижение цен на нефть, который создает проблемы не только бюджетам стран экспортеров, но способен похоронить остатки надежды на масштабные инвестиции в нетрадиционные ресурсы углеводородов.

 

 На этом фоне традиционная уже конференция Shale Gas Europe в Варшаве прошла в обстановке плохо скрываемого пессимизма, даже тех, кто по долгу службы должен верить в успех сланцев до последнего вздоха. Но факты штука упрямая. За 4 года Польша распределила 59 лицензий на разведку сланцевых формаций, в рамках которых было пробурено 69 скважин (больше всех в Европе), 10 скважин были подвергнуты фрэкингу (некоторые из них по нескольку раз), по самым скромным подсчетам на это было потрачено около 1 млрд долларов, но страна все также далека от коммерческой добычи сланцевого газа.

 

Ни одна из скважин не показала продуктивность, хотя бы отдаленно напоминающую коммерческое открытие. Лучшие образцы (единично) давали начальный уровень добычи в 8,5 тыс кубометров в сутки. По оценкам польской ассоциации по сланцевой добыче, экономически успешным может быть признан уровень начально добычи в 300 тыс кубометров в день, то есть, в 35 раза больше. Естественно, что терпение даже самых терпеливых инвесторов иссякает. К ушедшим в предыдущие годы пионерам – Marathon, Talisman, Exxon, добавились свежие примеры бегства – Eni. А польский газовый монополист PGNiG, которая держит более 55% всех концессий на поиск сланцевых ресурсов, пробурила всего 12 скважин и, по неофициальным данным, существенно сократила планы по дальнейшим работам.

 

Компании признаются, что им все сложнее привлекать средства с рынка для продолжения работ. При этом просто для того, чтобы заявить о проведении минимально необходимого объема геологоразведки требуется пробурить еще 200 скважин стоимостью 3 млрд долларов. И гарантий, что даже после этого будет успех, никто, конечно не даст.

 

Проблема также в том, что Польша потеряла последнее конкурентное преимущество – самого «перспективной сланцевой» страны Европы. Эти лавры у нее забрала Великобритания, которая становится новым центром притяжения мировой сланцевой PR-кампании за пределами Северной Америки. Британцы подошли к процессу более системно. Сначала приняли нормативную базу (для сравнения в Польше поправки закон о минеральных ресурсов, касающиеся сланцевых проектов, были приняты только 1 августа 2014 года, а вопросы налогового регулирования и гарантий для инвесторов все еще находятся в процессе дискуссий).

 

Это не значит, что Великобритания сможет эффективно добывать существенные объемы сланцевых углеводородов. Это можно будет сказать только после, того будет проведен необходимый набор ГРР (пока пробурено всего 10 скважин, а нужны сотни или даже тысячи на этапе промышленной добычи, если он будет когда-нибудь достигнут). Но само появления этого проекта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов окончательно закрывает окно возможностей для таких стран как Польша. И остается надеяться на чудо, что-то кто-то вдруг сделает коммерческое открытие и возродит веру инвесторов в польский потенциал.

Источник: Pro-gas.Ru, 26.11.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики